ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

искусства, способствуя расширению временных и прострнственных пре­ делов драматического действия. В новой драме действий основывается не столько но событиях и лицах непосредственно изображенный,сколь­ ко на лицах предполагаемых, подразумеваемых. Мысль мЛ.Семановой о том, что в "Вишневом соде" есть не только "внесценичзские персона- леи", но и "внесценические события"8 , имеет важное значение для по­ нимания структуры новой драмы. Система "внесценические персонажей" и "внесценических событий" в пьесах Толстого и Чехова необычайно раздвигала пространственные и временные пределы сценаческого дейст­ вия. В психологической драме герой оказался "человекам, выведен­ ным но орбиту человечности"^, а потому для ее создателей различные имена, названия, приметы быта и т .п . "не имеют этнографического или исторического интереса"8 . В этом - своеобразие драматической концепции действительности Толстого и Чехова,концепции,которая ос­ новывалась на точном знании жизни, на динамическом, i не статичес­ ком ее восприятии.Поэтому повороты и перевороты в судьбе человека они сводят не к одной какой-либо причине, пусть и оч»нь существен­ ной, а стремятся показать сразу целый комплекс разнообразных воз­ действий - от видимых, расположенных но переднем пла»е, до самых отдаленных, скрывающихся в дымке далекого прошлого, отавиих почти преданием. ■В пьесах Толстого и Чехова время и пространство оказались не- локализованными, а это - один из существеннейших признаков произве­ дений трагического плана. Если Толстой в выработке новой драматургической структуры от­ талкивался, как нам кажется, больше всего от ток называемой "пьесы для чтения", имеющей немало точек соприкосновения с зпической ма­ нерой изображения, то в творчестве Чехова на новом эзопе развития драматургического искусства воскрешается одно из глизнейших свойств I драмы _ ее непосредственная обращенность к зрителе, исключа­ ющая промежуточную стадию чтения-ознакомления. Обращзнность к эмо­ циональной сфере восприятия определила музыкальную форму чехов­ ских пьес, -сом ритм драматического действия, лиричесюе звучание каждого слова. Лиризм - это сама атмосфера чеховской драмы, но это одновременно и те скрепы, на которых держится вся драматургическая постройка. Следовательно, лиризм можно рассматривать как особую форму сценического проявления драматического действии. В связи с пьесами Толстого не принято было говорить о каких- либо проявлениях подтекста. Ьолее того, В . Михайловский писал; "Подводное течение" как композиционный принцип чеховских пьес оста­ влен чуждым Толстому, может быть, потому, что оно не является под-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=