ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
тивный мате_яал. Но это именно иллюзия. На самом деле пьесы Чехова и Толстого исключительно богаты таким материалом, на протяжении только одного акта "Трех се ст ер ", например, на зрителя обрушивают ся сведения самого разнообразного характера, на основании которых можно реконструировать прошлое почти всех действующих лиц, причем с такой конкретностью, какая возможна лишь в произведении эпиче ском. Ноле притяжения векторных сил в психологической драме преодо левает видимые границы произведения, захватывает широкую сферу жизни в ее различных измерениях - пространственных и временных. S полном соответствии с возможностями человеческого познания и, в частности, с уровнем развития познания художественного предше ственники Толстого стремились лишь к фиксации начальных и конечных этапов психического процесса. Достаточно было четко обозначить эти этапы, чтобы уже создавалось известное представление о самом пси хическом процессе. Для литературы определенного периода это была вполне реальная художественно-временная категория, начиная с Тол сто го , мы встречаемся с новыми принципами психологического анали за и, следовательно, с совершенно иной структурой художественного времени. Как известно, тот или иной психический процесс занимает стро го ограниченное количество времени. Однако достаточно сделать по пытку зафиксировать /любыми средствами/ сам психический процесс, как мы установим определенное расхождение между временем протекания и наполненностью его . з т а диспропорция еще более явственно обнару живается при передаче внутреннего течения мыслей и чувств в драма тическом произведении. Описательные элементы в пьесах Толстого и Чехова способствовали эмоциональной и психологической достоверности сценического изображения. Вместе с другими средствами сценический t-нрезительности и изобразительности они помогали раскрытию подтек- стового содержания литературного произведения. Толстовская драма становится внешне более фрагментарной, эс кизной. Такая структура соответствовала толстовским представлени ям о "текучести", быстрой изменчивости человеческой психики и сомой жизни. Иотому-то драматические произведения Толстого /как и эпиче ские/ монтируются не по внешнесюжетным, о по внутренним признакам, и такая техника монтажа напоминает технику будущих киносценариев. Но драма имеет свою специфику: в ней практически невозможно дать бесконечное количество отдельных сцен и картин - даже при ус ловии использования движущейся сцены, между тем прогресс театраль ной техники не замедлил сказаться и на технике драматур'ического 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=