ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

тивный мате_яал. Но это именно иллюзия. На самом деле пьесы Чехова и Толстого исключительно богаты таким материалом, на протяжении только одного акта "Трех се ст ер ", например, на зрителя обрушивают­ ся сведения самого разнообразного характера, на основании которых можно реконструировать прошлое почти всех действующих лиц, причем с такой конкретностью, какая возможна лишь в произведении эпиче­ ском. Ноле притяжения векторных сил в психологической драме преодо­ левает видимые границы произведения, захватывает широкую сферу жизни в ее различных измерениях - пространственных и временных. S полном соответствии с возможностями человеческого познания и, в частности, с уровнем развития познания художественного предше­ ственники Толстого стремились лишь к фиксации начальных и конечных этапов психического процесса. Достаточно было четко обозначить эти этапы, чтобы уже создавалось известное представление о самом пси­ хическом процессе. Для литературы определенного периода это была вполне реальная художественно-временная категория, начиная с Тол­ сто го , мы встречаемся с новыми принципами психологического анали­ за и, следовательно, с совершенно иной структурой художественного времени. Как известно, тот или иной психический процесс занимает стро­ го ограниченное количество времени. Однако достаточно сделать по­ пытку зафиксировать /любыми средствами/ сам психический процесс, как мы установим определенное расхождение между временем протекания и наполненностью его . з т а диспропорция еще более явственно обнару­ живается при передаче внутреннего течения мыслей и чувств в драма­ тическом произведении. Описательные элементы в пьесах Толстого и Чехова способствовали эмоциональной и психологической достоверности сценического изображения. Вместе с другими средствами сценический t-нрезительности и изобразительности они помогали раскрытию подтек- стового содержания литературного произведения. Толстовская драма становится внешне более фрагментарной, эс­ кизной. Такая структура соответствовала толстовским представлени­ ям о "текучести", быстрой изменчивости человеческой психики и сомой жизни. Иотому-то драматические произведения Толстого /как и эпиче­ ские/ монтируются не по внешнесюжетным, о по внутренним признакам, и такая техника монтажа напоминает технику будущих киносценариев. Но драма имеет свою специфику: в ней практически невозможно дать бесконечное количество отдельных сцен и картин - даже при ус­ ловии использования движущейся сцены, между тем прогресс театраль­ ной техники не замедлил сказаться и на технике драматур'ического 72

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=