ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

приобретать в структуре новой драмы, стремившейся к распознанию внутренних мотивов действий и поступков героев. В драматических произведениях описательные элементы предстают в двух разновидностях. К первой относятся авторские описания об­ становки, места действия, внешности героев, манеры держаться и разговаривать и т . д . Эти элементы обнаруживаются лишь при условии анализа драматического произведения как произведения литературно­ го . Но сцене авторские описания заменмются непосредственным вос­ произведением обстановки, предметов, явлений и т . д . К другой груп­ пе относятся описательные /повествовательные/ элементы в речи г е ­ роев, рассказывающих о каких-либо событиях, происшествиях, пред­ метах или лицах. В такого рода описаниях дается материал для непо­ средственного восприятия его читателем или зрителем. Описательные элементы приобретают действенное значение только в донной драме или данной драматургической системе. Вне этого все описательные элементы /и ремарки в том числе/ с трудом поддаются какой бы то ни было классификации. £слй мы скажем, например, что в пьесах Островского по сравнению с пьесами Чехова или Толстого очень икупо представлены ремарки, это еще ничего не проясняет, ибо здесь действуют различные по драматургической технике системы, можно го ­ ворить о типологии описательных элементов в пределах художественной системы одной какой-либо жанровой формы. Важное место в языковой структуре драмы занимают описательные элементы в речи персонажей. Функция этих элементов чаще всего сво­ дится к повествовательно-известительной. Благодаря им зрители полу­ чают представление о времени и пространстве произведения. Описания в речи персонажей не является выражением авторского начала в про­ изведении. Они чаще всего встречаются в повествовательных моноло­ г а х , в которых поясняется уже известное или вновь рассказывается о прошлом. Хотя Толстой отрицательно относился к таким монологам, тем не менее они встречаются и в его пьесах. Если к приемам драма­ тизации эпического произведения можно отнести употребление глаго­ лов настоящего времени /что и является конструктивной основой внут­ реннего монолога у Толстого/, то в драматическом произведении, на­ против, наличие глаголов прошедшего времени в речи действующих лиц свидетеяьствует об элементах повествовательного характера. В психологической драме важны не сами по себе события и факты, не детальное их воспроизведение, а тот эмоциональный настрой, ко­ торый они способны вызвать. В силу этого создавалась иллюзия, что в чеховских пьесах, как и в пьесах Толстого, отсутствует информа- 71

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=