ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

Несколько кульминационных возвышений в пьесах Толстого - это несколько вариантов возможного решения конфликта, которые обуслов­ лены своеобразием драматического действия. Так, во "Власти тьмы" переворот в душе Никиты происходит уже после первого злодеяния, но еще долго не находит своего внешнего выражения. Внешней развяз­ кой могло стать и свидание Никиты с Мариной, и все усиливающееся недовольство Анисьей, и нравственное потрясение во время второго убийства, и попытка самоубийства, и, наконец, его постоянные з а г у ­ лы. Вазвязка вот-вот должна наступить, но не наступает, и неизвес­ тен тот момент^когда она реально осуществится, газвязкой драмы явилось сцена покаяния Никиты в финале пьесы. Выбор именно этого момента из числа возможных не случаен, он обусловлен нравоучитель­ ной, дидактической установкой автора /"Коготок увяз, всей птичке пропасть"/. В художественной системе Толстого-драматурга нашли свое дальнейшее развитие творческие принципы Островского. В частности, между драматическим действием и своеобразием финальных решений в пьесах Островского и Толстого есть немало общего и типологически сопоставимого, т а к , после кульминационного напряжения и развязки драматическое действие в финале пьес Островского как бы вновь на­ бирает силу, стремясь к каким-то новым кульминационным возвышениям, действие не замыкается развязкой, хотя конечная конфликтная ситуа­ ция претерпевает существенные изменения по сравнению с исходной. Внешне финал оказывается открытым, а функция последнего акта не сводится к эпилогу. Внешняя и внутренняя открытость финала станет затем одним из отличительных признаков психологической драмы, в которой конечная конфликтная ситуация остается, по существу, очень близкой к исходной4 . В структуре драматического произведения есть различные эле­ менты; одни из них выражены диалргически, другие - описательно. В театральной постановке описательные элементы обретают динамичность и становятся, наряду с диалогом-, моментами сценического действия. Но в общих пределах драматического произведения описательные стру­ ктуры есть проявление эпического /повествовательного/, а не дра­ матургического способа изображения действительности. Чехов писал, что он создавал "Чайку''"вопреки всем правилам драматического ис­ кусства""3. И был настолько удивлен видом своей новой пьесы /"выш­ ла повесть''/, что не но шутку усомнился в своих способностях дра­ матического писателя. Аналогичные сомнения возникали и у Толстого. иписательные элементы в структуре целого проявлялись неодина­ ково в различные периоды развития драмы. Особое значение они стали

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=