ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
В варианте же "К читателям . . . " Толстой писал: "Я отдаю дань общей всем авторам слабости- обращаться к читателю. п^рягцяния ати большей частью делаются с целью сыскать благо расположение и снисходительность читателя . . . йряяий автор . . . . когда пишет . . . , представляет себе, каким образом подействует написанное. Чтобы составить себе понятие о впечатлении, которое произведет мое сочинение, я должен иметь в ВИду один известный род читателей. . . Поэтому всякое сочинение долж но нравиться, но не всякое сочинение нравится все и одному чело веку. Когда все сочинение нравится одному человеку, то такое сочи нение, по моему мнению, совершенно в своем роде. Чтобы достигнуть этого совершенства, . . . я нахожу только одно средство: составить себе ясное, определенное понятие о уме, качествах и направлении предполагаемого читателя. Поэтому я начну с того мое обращение к Вам, читатель, тем бо лее что при каждом хорошем месте мысль, что вы вдохновляли меня и удерживали от гл уп о с т ей ..., будет Вам приятна. Чтобы быть принятым в число моих избранных читателей,я требую очень немногого: . . . (далее автор перечисляет "чувствительность", "любовь своих воспоминаний", "религиозность", способность проник нуться "сердцем", а не "смехом", отоутствие "зависти" и "презрения" к "хорошему кру гу". - А .Н .) ... И главное, чтобы вы были человеком понимающим. Главный признак понимающих (оба слова выделены автором. - А.Н.) людей - это приятность в отношениях, им не нужно ничего уяснять, толковать, а можно с полною уверенностью передавать мысли самые не ясные по выражениям... . . . По моему мнению, личность автора, писателя (сочинителя) - личность антипоэтическая, а так как я писал в форме автобиографии и желал как можно более заинтересовать вас своим героем, я желал. чтобы на нем не было отпечатка авторства и поэтому избегал всех авторских приемов - ученых выражений" (1 -2 0 7 ,2 0 8 ,20У ). Разберемся в данной программе, которая не оставляла Толстого в течение всех этих л ет. I . Проблематика творчества писателя к 1857 году значительно расширилась по сравнению с периодом трилогии, тем более "Детства". Когда писался "Люцерн", автором руководило уже не умеренно камерное желание "сыскать благорасположение и снисходительность 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=