ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

Начиная с "Ревизора" Гоголя, определяющим в практике русской драмы стало отсутствие монологического вступления-завязки, нет его и в пьесах Толстого. Спецификой же его пьес является то , что в действие прежде всего вступают второстепенные персонажи и лишь спустя некоторое время - главные, конфликтные отношения главных героев как Оы проецируются в разговорах других действующих лиц, не получая, однако, полного и всестороннего раскрытия.„тем самым соз­ дается почти физическое ощущение того , что завязка формируется г д е - т о ,з а пределами произведения, что истоки ее - в самой жизни и ее .можно, оолее или менее точно обозначить, лишь показав те или иные следствия е е . Такая структура драматического произведения не­ посредственно отражала толстовское представление о жизни как беско­ нечном и постоянно меняющемся потоке. Именно поэтому главные действующие лица появляются в пьесах Толстого в определенном отдалении от начала действия, когда чита­ тели и зрители уже составили какое-то представление о них и о том конфликте, в котором эти лица участвуют. .Разговоры и отдельные реп­ лики персонажей, не имеющих существенного значения в коллизии про­ изведения, тем не менее играют значительную роль не только в оцен­ ке происходящего, но и в действии драмы, являясь порой внешним опознавательным признаком его напряжения или, напротив, ослабления, количественно накапливаясь по ходу действия драмы, они создают, : кроме того , впечатление необыкновенной широты, эпичности изображе­ ния жизни, становится понятным, почему в пьесах толстого так мало монологов, в которых герой рассказывал бы о самом себе. Этой же особенностью драматического действия объясняется и соотношение в его пьесах монологических и диалогических структур. Драматургический конфликт и структура завязки определили и своеобразное понимание толстым кульминации, ин отступает от тради­ ционного представления о единственности кульминации во времен­ ных и пространственных пределах произведения, как правило, в его драмах обнаруживается несколько кульминационных возвышений, свя­ занных с различными /или несколькими/ попытками разрешить конф­ ликтную ситуацию. Кульминационные возвышения в пьесих толстого, ток до конца и не снимающие драматического напряжения, обусловливали своеобразное соотношение развязки и финала. Разрешение конфликтов, возникавших зачастую за пределами произведения, не завершалось в развязке, о продолжалось и в финыле - и даже за пределами финала. Фабульное Движение становилось тем самым лишь обозреваемым выражением сюжет­ ных сцеплений, а развязка и финал почти никогда не совпадали. 69

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=