ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
запутанного узла противоречий, который возник еще до открытия зана веса. В сомом же произведении нет ни явно выраженной экспозиции, ни завязки в обычном смысле этого слова, « о не означает, однако, что зритель ничего не знает о прошлом действующих лиц. предыстория героев, яркий показ того, что привело их к сложившемуся с самого начала положению, играет важную роль в понимании конфликта. Б.Ми- хайловский очень точно назвал эту особенность пьесы "ретроспек тивно-аналитическим движением в ее композиции и сюжете"^. "Ветроспективно-аналитическое" изображение жизни позволило Толстому не только рельефно показать действующих лиц в определен ный момент развития их характеров, но и дать яркое представление о наиболее существенных моментах их жизненного пути, предшествовавших непосредственному действию. Действие драматического произведения слагается из непрерывной цепи внешних и внутренних столкновений отдельных персонажей. • "Внутренняя связь" различных компонентов художественной струк туры у каждого писателя неповторимо. Тем не менее у писателей раз личного творческого почерка обнаруживается известная типологическая близость в структурной организации материала. Векторные линии твор ческих устремлений столь различных между собой писателей, какими являются, например, Ибсен и Стриндберг, Толстой и Чехов, пересек лись в какой-то одной точке, в результате чего возник новый вид драматического искусства - психологическая драма. типологическая общность не исключает, разумеется, индивидуаль ного своеобразия драматургов. Так, Стриндберг обычно строит свои пьесы на сложных психологических кризисах, смена которых определя ет ритм драматического действия. Ибсен же все психологические кри зисы стремится сжать до предела, сфокусировать их в каком-либо од ном моменте, начало пьесы /исходная ситуация/ почти совпадает у него с кульминационным моментом. Вот почему в пьесах норвежского драматурга такую большую роль играет "ретроактивное действие", чехов, напротив, не стремится к концентрации кризисных состояний: повседневные факты жизни превращаются под его пером в глубоко про думанные философские символы. Будучи художником преимущественно эпи ческого склада, толстой считал, что драматург не должен показывать Са тем более рассказывать) всю жизнь действующих лиц,он должен да вать лишь "готовые моменты",оформившиеся психические состояния.Его драматические произведения и строятся,как правило,на таких "готовых моментах". Вместе с тем за отдельными жизненными эпизодами и психи ческими состояниями героев ощущается эпическое дыхание жизни, ее оеспрерывное движение. 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=