ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

запутанного узла противоречий, который возник еще до открытия зана­ веса. В сомом же произведении нет ни явно выраженной экспозиции, ни завязки в обычном смысле этого слова, « о не означает, однако, что зритель ничего не знает о прошлом действующих лиц. предыстория героев, яркий показ того, что привело их к сложившемуся с самого начала положению, играет важную роль в понимании конфликта. Б.Ми- хайловский очень точно назвал эту особенность пьесы "ретроспек­ тивно-аналитическим движением в ее композиции и сюжете"^. "Ветроспективно-аналитическое" изображение жизни позволило Толстому не только рельефно показать действующих лиц в определен­ ный момент развития их характеров, но и дать яркое представление о наиболее существенных моментах их жизненного пути, предшествовавших непосредственному действию. Действие драматического произведения слагается из непрерывной цепи внешних и внутренних столкновений отдельных персонажей. • "Внутренняя связь" различных компонентов художественной струк­ туры у каждого писателя неповторимо. Тем не менее у писателей раз­ личного творческого почерка обнаруживается известная типологическая близость в структурной организации материала. Векторные линии твор­ ческих устремлений столь различных между собой писателей, какими являются, например, Ибсен и Стриндберг, Толстой и Чехов, пересек­ лись в какой-то одной точке, в результате чего возник новый вид драматического искусства - психологическая драма. типологическая общность не исключает, разумеется, индивидуаль­ ного своеобразия драматургов. Так, Стриндберг обычно строит свои пьесы на сложных психологических кризисах, смена которых определя­ ет ритм драматического действия. Ибсен же все психологические кри­ зисы стремится сжать до предела, сфокусировать их в каком-либо од­ ном моменте, начало пьесы /исходная ситуация/ почти совпадает у него с кульминационным моментом. Вот почему в пьесах норвежского драматурга такую большую роль играет "ретроактивное действие", чехов, напротив, не стремится к концентрации кризисных состояний: повседневные факты жизни превращаются под его пером в глубоко про­ думанные философские символы. Будучи художником преимущественно эпи­ ческого склада, толстой считал, что драматург не должен показывать Са тем более рассказывать) всю жизнь действующих лиц,он должен да­ вать лишь "готовые моменты",оформившиеся психические состояния.Его драматические произведения и строятся,как правило,на таких "готовых моментах". Вместе с тем за отдельными жизненными эпизодами и психи­ ческими состояниями героев ощущается эпическое дыхание жизни, ее оеспрерывное движение. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=