ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

ву направлен против либерального фразерства, лживости, лицемерия, а главный герой его - гуськов - вызывает у читателя отношение жалости и упрека за беспомощность, явившуюся следствием бесприн* ципной жизни. Если в прежних военных рассказах Толстого автор поручал повествователю-герою философские и психологические обоб­ щения, то здесь этого нет: контраст главного героя Гуськова (его барское отношение к народу прежде Есего) с повествователем - г е ­ роем сам по себе - уже обобщение. Если в "Севастополе в мае" глав­ ную роль критика аристократически понимаемой храбрости автор пору­ чает повествователю с его комментариями, то в "Разжалованном" развенчивающим началом является саморазоблачение главного героя - Гуськова: "субъективней" призме повествователя-героя автор не склонен излишне доверять. "Разжалованный" - психологический этюд или художественная "монография" характера, показанная вне повествовательских характе­ ристик и определений( исключая внешний портрет главного героя).Ха­ рактер раскрывается постепенно, через активную, изменчивую, подвиж­ ную точку зрения автора, который сам - участник действия. В целом манера "Разжалованного" восходит к дневниковой записи 1851 года: ".описать человека собственно нельзя, но можно описать как он на меня подействовал" (4 6 -6 7 ). Проверяя, как "действует" на него его герой, Толстой "примеривается" к читателю: как на чи­ тателя "действовать" должен он, автор. А это можно представить, лишь превратившись на миг самому в читателя . . . В вариантах "Детства" есть фрагмент "к читателям. Глава 34" (1 8 5 2 ), во многом являющийся программным для Толстого вообще и ото­ звавшийся в творческом сознании писателя через пять л ет, когда в Швейцарии произошел случай, запечатленный в рассказе "Из записок князя Д.Нехлюдова. Люцерн". Сначала несколько слов о проблеме "Люцерна". Фабула точна, как факт: уличный певец-тиролец пел свои песни перед толпой праздных богатых туристов, а все эти леди и джентльмены отвернулись от'.ни­ щего певца, как только наслушались его . Музыкант - главное дейст­ вующее лицо, но не главный герой,которого в рассказе,собственно, нет: биография музыканта не является предметом самостоятельного по­ вествования, занимая в пересказе лишь одну страницу(5-14,15), да и проблема в рассказе, начинаясь с судьбы одного человека, простира­ ется до сфер общества, искусства, политики. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=