ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

Эти пять лет, проведенные на фабрике, вдали от семьи, не мог- £и не сказаться гибельно па его судьбе. “А ведь стоило только най- тьсь человеку, - думал Нехлюдов, глядя на болезненное, запуганное дйдо мальчика, - который пожалел бы е го , когда его еще от нухды отдавали из деревни в город, и помочь этой нужде; или доже когда он уже был в городе и после двенадцати часов работы шел с увлекши, ми его старшими товарищами в трактир, если бы тогда нашелся чело­ век, который сказал бы:'Не ходи, Ваня, нехорошо", - мальчик не по­ шел бы, не заболтался бы и ничего бы не сделал дурного"(109). Не­ хлюдов, осознав не только свою вину, но и вину всех дворян, живу­ щих народным трудом, возмущен в душе тем, что прокурор называет .дальчяка "опасным преступником". И в этих его рассуждениях выраже­ на точка зрения Толстого, ап основе тщательного изучения действи­ тельности писатель вводит в роман целый ряд жизненных фактов, сви­ детельствующих о тон, что народ в условиях развития капитализма в России во второй половине XIX века обречен на нищенское существова­ ние, способствующее вымиранию детей. Становятся распространенными случаи детоубийства. £ одном из ранних вариантов упомянуто, что на суде должно разбираться дело, и Толстой записывает ответ на вопрос Нехлюдова: "Вероятно, детоубий­ ство, - сказол адвокат".10 В окончательном тексте разбирательство такого дела не описано. Но среди зокдюченных в тюремной камере на­ ходится детоубийца. "Двенадцатая арестантка была дочь дьячка, утопившая в колодце прижитого ею ребенка. Это была высокая, статная девушка с спутан­ ными волосами, выбивавшимися из недлинной толстой русой косы, и остановившимися выпуклыми глазами. Она, не обращая никакого внима­ ния на то, что происходило вокруг нее, ходила босая и в одной грязной серой рубахе взад и вперед по свободному месту камеры, круто и быстро поворачиваясь, когда доходила до стены" ( уУ ) . Приведенные строчки заканчивают гл а ву , содержащую риссказ об обитательницах женской камеры. Перед этим сказано и о детях, нахо­ дящихся в столь же ужасной оостановке.Описание реалистических под­ робностей почти без всякого авторского комментария в общей сложно­ сти создают впечателние трагизма народной жизни. Символом этого трагизма является знаменитый оораз "бескровного ребеночка в ску- феечке из лоскутиков” , который странно улыбается "всем своим стар­ ческим личиком" ( 1 8 7 ) . Знаменательно, что нехлюдов проходит по деревне в сопровождении крестьянских ребят - "белого, дымчатого и розового" - и из их рассказов узнает многое,дополняющее его пред­ ставление о бесправии и нищете народа. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=