ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

евсьия по-разному, но во всех случаях с позиций гуманизма развер­ тывают ее. В пьесе “Без вины виноватые" А.Н .Островский придает истории незнаыова обобщающий смысл, однако судьба “подзаборника” является результатом барского произвола морально низкого человека - его отца Мурова. Как только выясняется истина, положение меняется, на­ ступает благополучная развязка. В романе “Господа Головлевы" тема развита значительно глубже, с присущей m J S .Салтыкову-Щедрину социальной остротой. Глава "Недозволенные семейные радости” предваряет страшный конец иудушки. Гассказ об“опыте“ Арины Петровны подчеркивает типич иость и социальную обусловленность появления незаконнорожденных детей. Поведение Иудушки характеризует крайнюю степень нравственно го падения человека - способность на предательство по отношению к собственным детям и, что еще ужаснее,желание во что бы то ни ста ло оправдать перед самим собой это предательство. Щедрин обнажает перед читателем в данном случае, как и на протяжении всего романа, ущербность психологии Порфирня Головлева,всеми силами стремящегося скрыть, не обнаружить “внутреннюю ложь" "целой жизни"4 . Далеко не добродетельной Улитушке Иудушка дважды представляется сатаной. Дей ствительно, хотя “в этих внутренних собеседованиях с самим собою, как ни запутано было их содержание, замечалось что-то похожее на пробуждение совести” , Иудушка нашел "лазейку для своего оправдания чтобы "выйти” сухим из воды"5 . - Вот одного Володьку бог взял, другого Володьку дал! Эти слова, повторенные дважды, звучат кощунственно, так же как и вся сцена разговора со священником, который молча соглашает­ ся с явной ложью Иудушки, чувствуя свою перед ним зависимость. В репликах Улиты дается трезвая оценка событию; - Не щенок - в болото не бросишь! И знаменательно, что эта фраза повторяется Евпраксеюшкой, г о ­ товой взбунтоваться против барина: "Ишь ведь, что сделал! - разжи­ гала она себя, - робенко отнял! словно щенка в омуте утопил!" Даль­ ше следует проклятие в адрес господ: “Ах, пропасти на вас нет, господа вы проклятые! Наделают робят, да и забросят их, как щенят в яму: никто, мол, не спросит с нас“ . Ток достигает Щедрин силы социального протеста. Сатирически окрашено авторское заключение, в котором дается лишь констатация факта (отправка Иудушкой сына в воспитательный дом): "Будущее приблудной семьи оыли устроено самым простым способом"6 . Иудушка считает своей святой обязанностью не только “Володь- 52

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=