ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
йригсмута. Тын генерала делал такую же карьеру , как и отец, и по сле военной академии служил в разведочном бюро и очен* гордился теми занятиями, которые были поручены ем у . Занятия его состояли в эаведывании шпионами" ( 2 3 1 ) . В том, что сын идет по стопам отца, и заключается негативная оценка его "полезной царю и отечеству" деятельности. Споры, которые были вызваны убийством на дуэли молодого офице ра Каменского, приводят Нехлюдова к мыслям о социальном неравенст ве: "Нехлюдов слушал, не вступая в разговор , и, кок бывший офицер, понимал, хоть и не признавал, доводы молодого Чарского, но вместе с тем невольно сопоставлял с офицером, убившим другого, того арес танта, красавца юношу, которого он видел в тюрьме и который был приговорен к каторге за убийство в драке. Оба стали убийцами от пьянства. Тот, мужик, убил в минуту раздражения, и он разлучен с женою, с семьей, с родными, закован в кандалы и с бритой головой идет в каторгу, а этот сидит в прекрасной комнате на гауптвахте, ест хороший обед, пьет хорошее вино, читает книги и нынче-завтра будет выпущен и будет жить по-прежнему, только сделавшись особенно интересным" ( 2 2 5 ) . Дворянская молодежь неминуемо идет к нравственной гибели. По тому и вводятся эпизодические рассказы, что они составляют в общей сложности картину вырождения светского общества, живущего за счет труда угнетенного народа. Такая жизнь сама по себе, подчеркивает Толстой, уже есть зло, поэтому не может быть почвой для развития естественных чувств любви и добра. Если в предшествующих романах Толстого Андрей Волконский и Константин Левин наследовали не только имущественные, но и духовные ценности своих отцов, То Нехлюдов утрачивает высокие моральные ка чества , следуя принципу "быть как в с е " , т . е . руководствоваться нормами поведения, принятыми в дворянском обществе. Неслучайно Нехлюдов всего один раз вспоминает об отце. Желая заглушить в се бе чувство вины перед Катюшей, он ищет оправдания. "...Н о что же делать? Всегда так. Так это было с Шенбоком и гувернанткой, про ко торую он рассказывал, так это было с дядей Гришей, так это было с отцом, когда он жил в деревне и у него родился от крестьянки тот незаконный сын Митенька, который и теперь еще жив. А если все так Делают, то, стало быть, ток и надо" ( 5 У ) . отец оказывается таким, как в с е . и это знаменательно. В роман входит тема незаконнорожденных детей,уже не раз привле кавшая русских писателей XIX века. В 7 0 - 8 0 - е годы она приобрета ет особую остроту. М.Е.Салтыков-Щедрин, А.Н.Островский, Ф.М.Досто- 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=