ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

умной иронией защищают свои ложные, друг другу противоположные, взгляды" (4 7 -1 6 4 ). Шла внутренняя борьба художественных манер. Большой общественный резонанс произвела сразу же отмеченная Некрасовым, Чернышевским, Дружининым и другими повесть “Два гу ­ сар а", написанная в форме повествования от третьего лица и являю­ щаяся, как и "Севастопольские рассказы", подспудной подготовкой к будущему роману (первая глава "Декабристов" напоминает интродук­ цию "Двух гу с ар ", только в более развернутой форме; а гусар-отец из повести и второстепенный герой "Декабристов" Апыхтин прототи­ пом имеют одно лицо - "американца" Ф .Толстого). Разрабатывая в повести тему деградации русского дворянства, писатель направляет свою критику на те черты, в которых искажалась "естественность" человеческих желаний, направляемых не на эгоистическое самоудов­ летворение, а на улучшение общественной жизни. Поэтому уже зачин повести остро полемичен; упадок своего класса констатируется не без горечи, но с явной иронией и отчужденностью; картина старых времен нарисована без стремления к реставрации. Повествование от третьего лица позволило использовать Толсто­ му прием параллелизма, который виден из самого названия и приведен затем в деталях: любовь, карточная игра, отношение к друзьям Тур­ бина -старшего и Турбина-младшего. Мотивировкой связи частей является родство действующих лиц. По сравнению с "Записками маркёра", где Толстой должен был приноравливать авторскую позицию к характеру повествования (сказ) и тем самым ограничивать сферу психологического анализа, в "Двух гусарах" используется в этом плане внутренний монолог героев и диалоги. Функция повествователя в повести неоднозначна, но ограничена лишь ведением фабулы и необходимого комментария или "отступления". Поскольку духовный мир героев здесь сложен, они "высвобождают" по­ вествователя от значительной доли комментаторской функции (см ., например, I , 9 , I I , 12-15-ю главы ). Это создает,при четкости автор­ ской позиции,в высшей степени убедительную иллюзию отсутствия автор­ ского начала в произведении. Тургенев считал, что “вещь эта сама по себе шедевр . . . " ^ . Тематически рассказ "Из кавказских воспоминаний. Разжалованный" восходит к ранним военным рассказам Толстого. Он появился в конце 1857 года в органе либералов - "Библиотеке для чтения", но по сущест­ 5

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=