ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

крепостными пятьдесят лет тому назад" (1 7 2 -1 7 3 ). В вариантах Толстой подчеркивал, что Нехлюдов не мог исполнить своего желания- олагодаря запрещению матери, стоящей на страже сословных интересов. Впоследствии, когда Нехлюдов хочет продолжить свою деятель­ ность в этом направлении, автор обращает внимание на то , что разре­ шить вопрос - уничтожить несправедливые имущественные взаимоотноше­ ния между помещиками и крестьянами - герой не в силах, но пытается сделать “шаг к его разрешению", перейти "от более грубой к менее грубой форме насилия", подобно тому, как при крепостном праве доб­ рый барин переводил "крестьян с оарщины на оброк" ( Г / 3 ) , "Для это­ го он решил не обрабатывать землю самому, а , отдав ее по недорогой цене крестьянам, дать им возможность быть независимыми от земле­ владельцев вообще” ( 1 7 3 ) . Нехлюдов едет в Кузминское исполнить решение. Он нходнт в большой дом, где прошло детство. "В комнате в углу стояло старинное кресло красного дерева с инкрустациями, и вид этого кресла, которое он помнил в спальне матери, вдруг поднял в душе Нехлюдова совершенно неожиданное чувство. Ему вдруг жалко стало и дома, который развалится, и сада, который запустится, и ле­ со в , которые вырубятся" ( 1 7 5 ) . Возникшее чувство жалости заставля­ ет героя прислушаться к двум спорящим внутренним голосам. "Землей я не должен в л а д е т ь ," .. .-говорил один голос. "Все это т а к , - гово­ рил другой г о л о с ," ... "Если же ты женишься, то у тебя могут быть дети, и как ты получил имение в порядке, ты должен таким же пере­ дать е го . Есть обязанность к земле, отдать, уничтожить все очень л егко , завести же все очень трудно" ( 1 7 5 -1 7 6 ) . Эти сомнения, напо­ минающие мысли Константина Левина, лишь минутные. В ходе дальнейшего повествования вся дворянская жизнь будет представлена как преступная и порочная, та самая, которая законо­ мерно привело Нехлюдова к нрдвственному падению. В поисках путей искупления вины не только перед Катюшей, ио и перед обездоленным, ограбленным народом герой должен отказаться от наследственного вла­ дения землей. Если это не удается, то только потому, что крестьяне в Панове не принимают “жертвы" Нехлюдова, как они приняли ее в Кузминском. "Про помещиков же они давно уже по опыту нескольких поколений знали, что помещик всегда соблюдает свою выгоду в ущерб крестьянам" ( 1 9 2 ) . Ио для Нехлюдова возврата назад нет. Вот его разговор с сестрой перед отъездом из Москвы: - До вот еще что, - прибавил он, - до сих пор я еще не отдал в Кузминском землю крестьянам, так что в случае моей смерти твои дети наследуют, 49

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=