ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
духовное пробуждение героя, находится в авторской плоскости. "Сила в рабочем народе, - писал толстой в 1898 год у , когда тема народно го "воскресения* стала одной из ведущих в произведении. - т.ели он несет свое угнетение, то только потому, что он загипнотизирован, йот в этом-то все дело - уничтожить этот гипноз" /5 3 ,1 8 0 /. итак, анализ сюжетной ситуации "Нехлюдов в деревне” способст вует обнаружению общих принципов построения "Воскресения". В се , что включается Толстым в художественный мир романа, ориентировано на идею "воскресения", з т а идея функционирует в произведении и как принцип "самого видения и изображения действительности", и как предмет художественного исследования. Диалектическая взаимосвязь двух форм бытия идеи в художественном контексте обусловлена диалоги ческой природой искусства, которая проявляется, как было отмечено выше, в трех формах. "Воскресение" - монологический контекст, цель ность и единство которого проявляется в результате "нравственно- самобытного" отношения писателя к проблеме "воскресения" человека и человечества. Диалогическое начало в романе перестает быть прин ципом диалогического общения между “равноправными сознания/ли” , а существует как художественная многомерность позиции автора, воспри нимающего мир вечно движущимся, изменяющимся, находящимся в станов лении. примечдния 1 . М.М.Б о х т и н. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 3 - е , М., 1 97 2 , с . 138. 2 . М.М.Б а х т и н. Предисловие к роману "Воскресение". - В к н .: Толстой Л.Н. Поли .собр .соч., т Д , М,-Л. ,1929 , с .8 . 3 . Там же, с . 1 4 . 4 . Л.Н.Т о л с т о й. Поли.соб.соч. /Сбилейное издание/, т . 5 2 . М., 1 9 5 2 , с.7 8 / в дальнейшем ссылки но это издание/. 5 . М.М.Б а х т и н. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 3 - е . М., 1 97 2 , с . 154 -155 . 6 . О позиции автора см.статью; В.Б.Ремизов Позиция автора в романе Л.Н.Толстого "Воскресение". - В к н .: "Толстовский сборник", £ 6 . Тула, 1976, с . 6 1 -7 1 . 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=