ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

начальному в человеке; "Он не только вспомнил, но почувствовал с в ­ оя таким, каким он оыл то гда , когда он четырнадцатилетним мальчи­ ком молился богу, чтобы бог открыл ему истину, когда плакал ребен­ ком на коленях матерн, расставаясь с ней и обещаясь ей быть всегда добрым и никогда не огорчать е е , - почувствовал себя таким, каким он был, когда они с Николенькой Иртеневым решили, что будут всегда поддерживать друг друга в доброй жизни и будут стараться сделать всех людей счастливыми" /3 2 , 2 2 5 / . В изобразительном плане УШ глава отличается от предшествующих глав возросшей динамичностью описания. Три раза повторяются слова "разваливающийся дом", подчеркивающие гибель дворянской усадьбы, символизирующие "переворотившийся" дво­ рянский уклад жизни. И рядом с этим вечно новый, постоянно изменяю­ щийся, движущийся мир природы: “темневший", "цветущий" сад , "заре­ во поднимающегося месяца", вспышки зарниц, переходящие в молнии, освещающие "разрушающийся дом", дождь, начавшийся с капли и превра­ тившийся в ливень, "убегающая туча ", "открывающийся опять месяц". "Безумная роскошь" господской жизни, "несчастный, старческий, улы­ бающийся, умирающий от недокорма ребенок в скуфеечке" - и в этой же главе отрицание социально порочного строя, возвращение Нехлюдо­ ва к юношескому идеалу, утверждение универсального внеисторическо- го принципа равенства всех людей перед "хозяином", мечты о всеобщем 1 сч а стье , желание Нехлюдова делом служить людям. Соединение философского и социального аспектов познания жизни, символическое описание пейзажа, наличие мотива воспоминания, выпол­ няющего художественную функцию обобщения, возросший динамизм пове­ ствования - все это свидетельствует о том, что Толстой целой сис­ темой художественных средств отмечает финал анализируемой нами си­ туации. Но, разрешая эту ситуацию, писатель в недрах ее обозначает новые вопросы, конфликты, новые горизонты поисков смысла жизни, от­ ходит от однозначности в художественном осмыслении проблемы "во с­ кресения".Исследуемая сюжетная ситуация, как и другие, не имеет единственно утверждаемого итога,а содержит в себе многоакцентность. и, желая подчеркнуть это, Толстой использует особый композиционный прием. Он изымает героя из повествования. Разговор мужиков, в кото­ ром дана крестьянская оценка предложений барина, представляет собой обособленный писателем в тексте У11 главы второй части фрагмент /см . 3 2 , 2 2 3 / , пехлюдов видит народ вымирающим, обреченным, жизненная сила крестьян пока от него скрыта. Автор же воспринимает русского крестьянина как социально активную личность, не потерявшую, несмот­ ря на страдание, внутреннего интереса к жизни, способности изме­ нить е е . Реальное, социальное, земное "воскресение" народа, как и Ь6

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=