ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
каждого человека, ыризнать тот нравственный миропорядок, который исключал бы возможность торжества “плотского" эгоизма, рабства вы мирающей от нищеты, голода, оезземелья большей части человечест ва и господскую жизнь меньшинства; признать тот принцип жизни, пе ред которым все люди оыли бы ровны, а человек считал бы себя "не хозяином, а слугой", означает для Нехлюдова "отдать землю, ехать в Сибирь", "не оставлять Катюши, помогать ей, быть готовым на в с е , чтобы искупить свою вину перед ней", “изучить, разобрать, уяснить себ е, понять все эти дела судов и наказаний" /3 2 ,2 2 6 /. Таким образом, второй этап воскресения Нехлюдова характеризу ется не только социальным прозрением героя, но и утверждением в со знании героя нового нравственного принципа. Социальный и философ ский аспекты проблемы "воскресения" в границах романа неразрывно связаны, образуют единство вэаимоборющихся, но не исключающих друг друга, по мысли Толстого, начал. Новый этап духовного воскресения Нехлюдова художественно обоз начен писателем. В повествовательный текст восьмой главы второй части Толстой включает описание весенней ночи. "Крепкий запах моло дого березового листа", "заросший, цветущий с а д ", щелканье соловья, "зарево поднимающего месяца", "зарницы", символическое описание грозы - в целом "веселая ночь'* вторит радостному и счастливому пере рождению героя, располагает его к воспоминанию. мотив воспоминания, один из ведущих в романе, и в этой главе является формой сцепления мыслей и чувств Нехлюдова. Это не только художественный прием, не только психологическое явление, в котором переплетаются настоящее и забытое, неожиданно ожившее, напомнившее о себе. Это один из способов познания сущности первоосновы бытия человека. Не припоминание рук, лица, гл а з , а "воспоминание духовного образа" волновало всегда художника. В трактате “О жизни" он опреде лил воспоминание как "невидимую, невещественную атмосферу", окру жающую человека. В ней пребывает память о "Христе, Сократе, добром оезвестном, самоотверженном старике, юноше, женщине" - всех т е х , кто смог отречься "от личности для благо других" /2 6 ,4 1 2 -4 1 4 /. Вос поминание делает этих людей оессмертнымн в памяти человечества и каждого человека. Факт же совпадения мыслей Сократа, Христа, рано умершего брата - н .н .Т одетого - с мыслями писателя признается по следним как доказательство существования высшего сознания, объеди няющего всех живших с живущими, и сознание это Толстой называет "богом", "хозяином", "разумением жизни", "люоовью", "доором", "выс шим нравственным принципом". Воспоминание обращает Нехлюдова к из- 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=