ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

ляющего... Неприятно было то , что крестьяне работали за л у га , за л е с , ботву от картофеля, и все почти были в долгу у конторы" /3 2 , 2 0 1 /. Неясность во взглядах героя на собственность приводит его к колебаниям и сомнениям. Отказ от владения землей обрекает Нехлю­ дова на разорение и нищету: -Отдать, уничтожить все очень легко, завести же очень трудно". Отказ должен быть естественным, надо ве­ рить в его целесообразность. Но герой не знает, истинно ли он пос­ тупает или делает это для того , чтобы "похвалиться" перед людьми. "И чем больше он думал, тем больше и больше поднималось вопросов и тем они становились неразрешимее" / 3 2 ,2 0 2 / . Сомнение героя в Куз- минском - это пока результат собственнического, животного инстинкта. Социальная значимость явлений жизни /и в частности деревенской/ им еще не осознано. Что же победит: духовное или телесное? Каким бу­ дет итог раздумий героя о частной собственности г Возникшая сюжет­ ная ситуация находит свое разрешение в ходе дальнейшего повество­ вания. Нехлюдов приезжает в Наново. Первое, что его удивляет, - "вид запустения и ветхости" барского двора и дома. Но это удивле­ ние быстро исчезает. Оно ничто в сравнении с жизнью вымирающего народа, со "старческим личиком" "исчахшего, но все улыбающегося, от болезни бледного ребеночка". Увиденное вызывает в душе Нехлюдо­ ва не только жалость, сострадание, но и желание найти путь избав­ ления от вымирания миллионов трудящегося народа, и этот путь герой связывает с отказом от частной собственности, от тех привилегий, которыми пользуются немногие. Теперь ухе инстинкт собственного бла­ гополучия кажется герою самым страшным пороком. Чувство стыда и нравственной ответственности за судьбу страдающих, обреченных на голодную смерть людей становится определяющим. Нехлюдов осознает несправедливость социального строя, дисгармоничность человеческих отношений, осуждает частную собственность. Как видим, в начальных главах второй части романа Толстым изображается новый этап духовно­ го пробуждения героя. Многие исследователи считают, что этот этап сопряжен только с социальным прозрением героя. Но справедливо ли такое мнение? На нош взгляд, только отчасти. Шестая глава представ­ ляет социальные раздумья героя. В восьмой же главе социальные сто­ роны воскресения Нехлюдова осмыслены уже на уровне абстрактных эти­ ческих принципов, “вечных начал". Отрицание героем социальной не­ справедливости, частной собственности, “безумства" и "сумасшест­ вия" собственной жизни совмещается в его мыслях с необходимостью признать высшее нравственное повеление, названное в романе "волей хозяина", той волей, которая, по мысли героя, "вписана в совесть" 44

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=