ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

развития исторической действительности. В романе писатель исследу­ ет формы пробуждения человечество с точки зрения их жизнеспособно- сти , не превращая ни одну из них в нечто доминирующее, абсолютно непререкаемое, единственно верное. Толстой сохраняет за человеком право выбора, но это право, по его убеждению, не безгранично, a имеет смысл и значение лишь в пределах гуманистического идеала. От­ сюда и художественная многомерность позиции автора6 , обусловленная реалистическими принципами творчества писателя, его верностью ло­ гике развития самой жизни, социальной действительности, его пони­ манием противоречивой природы человека. £ пределы авторского мира включены христианское воскресение Нехлюдова, непосредственное, ли­ шенное ореола религиозности возвращение к жизни Масловой, революци­ онное пробуждение "спящей Коссии". И путь обретения человечеством счастья , гармонии Толстой не сводит к одной из присутствующих в ро­ мане точек зрения, не противопоставляет одно воскресение другому. Таким образом, каждый из главных героев романа имеет отведенное ему писателем поле деятельности, личностного проявления, наделен особым сознанием, противостоящим сознанию другого. Но Нехлюдов, Маслова, революционеры, повествователь, "лохматый старик" при всей их нето- ждественности находятся в плоскости одной идеи и выражают разные ее грони, становясь при этом художественным обобщением разных форм про­ буждения человечества. "Большой диалог" в романе и есть художест­ венное отражение многомерного отношения писателя к проблеме духов­ ного воскресения человека и человечества, "большой диалог" и реа­ лизует в себе разные ипостаси одной идеи. Эта идея, являясь предме­ том изображения, существует в монологическом контексте, сохриняет присущее ей как эстетической идее свойство - диалогичность. Но идея "воскресения" функционирует в тексте романа не только как предмет изображения. Понятая как тенденция развития, как движение человека и человечества к лучшему мироустройству, она придает цель­ ность и единство всей художественной системе произведения, стано­ вится принципом “самого видения и изображения действительности". Единство двух форм функционирования идеи осуществляется в романе но уровне сюжетной ситуации, содержательный центр которой определя­ ется той или иной проблемой. В "Воскресении" несколько сюжетных ситуаций. Каждая из них подчинена общей идее произведения, соответствует определенному эта­ пу воскресения гер оев, организовано согласно законам внутреннего художественного мира романа, не копирует жизнь, о воссоздает ее в пределах миропонимания писателя. В каждой сюжетной ситуации свэеоб- 42

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=