ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
рода идеи в романах Ф.м.Достоевского. "Идеи Достоевского-мыслите- л я ,- пишет М.М.Бахтин, - войдя в его полифонический роман, меняют самую форму своего бытия, превращаются в художественные образы идей: они сочетаются в неразрывное единство с образами людей /Сони, Мыш кина, Зосимы/, освобождаются от своей монологической замкнутости и завершенности, сплошь диалогизируются и вступают в большой диалог романа на совершенно ровных правах /курсив М.м.Бохтина - В .Р . / с другими образами идей /идей Раскольникова, Ивана Карамазова и дру г и х /. Совершенно недопустимо приписывать им завершающую функцию ав торских идей монологического романа".'* Из всех указанных ученым форм бытия идеи в полифоническом произведении, но наш взгляд, лишь признак "равноправности" голосов, их "неслиянности" является специ фическим. истольные признаки столь же присущи и идее, функционирую щей в монологическом художественном контексте. В романе "Воскресе ние" большинство действующих лиц - "художественные образы идеи",но сители определенной точки зрения /Нехлюдов, Маслова, Симонсон, На батов, "лохматый старик"/, нельзя полагать и то , что любая мысль, противостоящая авторской, лишь утверждается или отрицается, то есть целиком подчинена авторской воле. Однако "голосоведение" в "Воскре сении" организовано не по принципу "равноправных сознаний", кок это имеет место в романах Ф.м.Достоевского. Действующие лица произ ведения противопоставлены друг другу иерархически. Каждое из них является или динамически развивиющейся личностью, способной к само познанию, творческому отношению к жизни, поиску истины, внутренне му процессу движения, или субъектом, лишенным внутреннего совершен ствования, механически осваивающим предшествующую сумму знаний, приспособившимся к среде. И все-таки такая соотнесенность между но сителями речи не отменяет "большого диалога". Он есть в романе, но существует лишь на уровне взаимоотношений тех гер оев, которые подвержены процессу "диалектики души". Герои романа, повествова тель осознаны писателем в границах идеи произведения. Она всеобъем люща. Кю охвачены все сферы жизни, разные социальные группы, ина представляет собой тезис писателя о возможности преобразования мира на началах истинно разумных и справедливых. В ней сосредоточена философская концепция "Воскресения". Воскресение человека и человечества, считает толстой, неизбеж но. Оно вытекает из идеи прогресса, представляет собой объективную закономерность жизни индивидуума и общества. Движение народов к лучшему мироустройству есть необходимо действующая тенденция, со держащая в себе возможность многообразного проявления и процессе 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=