ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

чтобы поставить все точки над "и ", дать окончательное решение про­ блемы обновления человечества. Толстой относится к идее "воскресе­ ния” как исследователь, для которого многое кажется загадочным и таинственным. Но от поисков единственно верного пути "воскресения" всех людей вместе и каждого человека в отдельности он не отказыва­ ет ся . Об этом свидетельствуют его философские трактаты и письма. Б них "духовное рождение" человека Толстой рассматривает на уровне абстрактных, метафизических истин, “ вечных начал", как путь нрав­ ственного самоусовершенствования. От “пробуждения разума” , от по­ давления каждой личностью в себе чувства ненависти, от отрицания любования собственной добродетелью, жертвенностью - к утверждению делом добра и любви, к восприятию жизни как нравственного миропо­ рядка, к осознанию христианского идеала - таков, по Толстому, единственно верный путь нравственного воскресения человека. "Исти­ н а , - пишет он, - не только указывает путь жизни человеческой, но открывает тот единственный путь, по которому может ндти жизнь че­ ловеческая" /2 6 ,2 8 1 /. Однако философское осмысление Толстым проблемы обновления че­ ловечества не лишено противоречивости. Толстой не исключает для себя возможности все подвергнуть сомнению. Б дневнике 1898 года появились слова, ставшие, на наш взгляд, своеобразной характерис­ тикой способа познания Толстым тех или иных истин: "Думаешь, что живешь для бога, а как только встряхнет жизнь, чувствуешь, что нет державы в б о г е ..." / 3 3 ,2 0 4 / , Т ак, подвергая сомнению им же самим обоснованные идеи, писатель, "отдаваясь течению жизни", не мог стать на метафизическую позицию, мертвую, застывшую в.своей сущно­ сти, исключающую многообразие форм развития жизни, не мог лишить человечество его права не вечное приближение к идеалу гармоничес­ кого мироустройства, его права на поиски истины. Мир, находящийся в становлении, вечном развитии, человек,пре­ бывающий в исканиях смысла жизнй, - и то и другое было эстетически осмыслено писателем в последнем романе. В трактатах "О жизни" и Царство Оожие внутри вас" тема "воскресения" человека интересует Толстого с точки зрения антропологических свойств каждой личности. Это рассуждение вообще о человеке и его бессмертии. В последнем ро­ мане писателя философские идеи, получая социальное решение, утра­ чивают присущую им абстрактность, преломляются через жизненный кри­ сталл, по-новому звучат в художественном контексте произведения.В границах этого контекста идея "воскресения" приобретает диалогиче­ ский характер. Но диалогическое отношение '!‘олстого к идее "воскре­ сения" имеет принципиально иное содержание, чем диалогическая при- 40

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=