ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
чтобы поставить все точки над "и ", дать окончательное решение про блемы обновления человечества. Толстой относится к идее "воскресе ния” как исследователь, для которого многое кажется загадочным и таинственным. Но от поисков единственно верного пути "воскресения" всех людей вместе и каждого человека в отдельности он не отказыва ет ся . Об этом свидетельствуют его философские трактаты и письма. Б них "духовное рождение" человека Толстой рассматривает на уровне абстрактных, метафизических истин, “ вечных начал", как путь нрав ственного самоусовершенствования. От “пробуждения разума” , от по давления каждой личностью в себе чувства ненависти, от отрицания любования собственной добродетелью, жертвенностью - к утверждению делом добра и любви, к восприятию жизни как нравственного миропо рядка, к осознанию христианского идеала - таков, по Толстому, единственно верный путь нравственного воскресения человека. "Исти н а , - пишет он, - не только указывает путь жизни человеческой, но открывает тот единственный путь, по которому может ндти жизнь че ловеческая" /2 6 ,2 8 1 /. Однако философское осмысление Толстым проблемы обновления че ловечества не лишено противоречивости. Толстой не исключает для себя возможности все подвергнуть сомнению. Б дневнике 1898 года появились слова, ставшие, на наш взгляд, своеобразной характерис тикой способа познания Толстым тех или иных истин: "Думаешь, что живешь для бога, а как только встряхнет жизнь, чувствуешь, что нет державы в б о г е ..." / 3 3 ,2 0 4 / , Т ак, подвергая сомнению им же самим обоснованные идеи, писатель, "отдаваясь течению жизни", не мог стать на метафизическую позицию, мертвую, застывшую в.своей сущно сти, исключающую многообразие форм развития жизни, не мог лишить человечество его права не вечное приближение к идеалу гармоничес кого мироустройства, его права на поиски истины. Мир, находящийся в становлении, вечном развитии, человек,пре бывающий в исканиях смысла жизнй, - и то и другое было эстетически осмыслено писателем в последнем романе. В трактатах "О жизни" и Царство Оожие внутри вас" тема "воскресения" человека интересует Толстого с точки зрения антропологических свойств каждой личности. Это рассуждение вообще о человеке и его бессмертии. В последнем ро мане писателя философские идеи, получая социальное решение, утра чивают присущую им абстрактность, преломляются через жизненный кри сталл, по-новому звучат в художественном контексте произведения.В границах этого контекста идея "воскресения" приобретает диалогиче ский характер. Но диалогическое отношение '!‘олстого к идее "воскре сения" имеет принципиально иное содержание, чем диалогическая при- 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=