ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

единым авторским сознанием с целью определенного воздействия сред­ ствами словесного искусства на сознание читателя. Исходя из этого, авторская позиция (точка зрения) - художест­ венное выражение авторского сознания, представляющего определенное отношение автора как личности к действительности. Степень "активности" - "пассивности" авторской позиции зависит от идейно-художественных задач автора и проявляется исключительно как ее следствие. В свою очередь, выбор средств художественной выразительности зависит от степени "активности" - "пассивности" авторской позиции. "ВООБРАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ" В Севастополе Толстой внимательно изучал "типологию" русских людей - солдат и офицеров - в таких условиях, когда качества их характеров проявлялись ярче в с е го . И став "гражданским", он еще яснее увидел противоречия русской действительности, с еще боль­ шим отвращением убеждаясь в лицемерности окружающей жизни . . . Толстой все более и более ценит искренность и простоту, которые он настойчиво проповедует в своих литературных выступлениях. Все симпатии он отдает герою с непосредственными чувствами и мыслями. Этой идеей и проникнут рассказ начала 185Ь года "Метель". Выпол­ няя простую задачу - доехать в метель до станции,- ямщики ведут себя по-разному и обнаруживают разное отношение к жизни. Рассказ строится как своеобразный психологический этюд, в центре которого находится драматический эпизод из жизни повество­ вателя - героя, участника случившегося. Повествование окрашено его субъективным ощущением мира. Весь рассказ строится на психологичес­ ких и лирических интонациях. Тургенев в письме к С.Аксакову назвал "Метель" Превосходным рассказом"-1-. Повествование, наиболее располагающее автора к откровенности с читателем, влекло Толстого с самых первых литературных опытов. "Объективность" повествования порой даже раздражала.В пору работы над повестью "Два гусара" появляются две записи в дневнике и за ­ писной книжке. "Первое условие популярности автора, - отмечает Тол­ стой, - есть любовь, с которой он обращается со всеми своими лица­ ми. От этого диккенсовские лица - общие друзья всего мира, они служат связью между человеком Америки и Петербурга; а Теккерей и Гоголь верны, злы, художественны, но не любезны"2 . Через несколь­ ко дней: "Теккерей до того объективен, что его лица страшно Ч

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=