ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

В.Б.РЕМИЗОВ ИДЕЯ “ВОСКРЕСЕНИЯ" И ЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В ПОСЛЕДНЕМ РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО Идея "воскресения" человечества - одна из центральных в фило­ софском и художественном наследии Л .н.Толстого. В произведениях, созданных писателем до перелома в мировоззрении, она существует на уровне отдельных высказываний повествователя, размышлений гер оев, но не является структурообразующей, не придает единства и целост­ ности художественной системе, в позднем творчестве Толстого идея "воскресения* выполняет иные функции, ина становится принципом "самого видения и изображения действительности" и "предметом изоб­ ражения". Идея в зависимости от ее содержания /философская иди социаль­ ная, религиозная или эстетическая, политическая или правовая/ мо­ жет пребывать в разных формах - научной, религиозной, эстетической. Наиболее основательно функции эстетической идеи были рассмотрены и .Б ахтиным в книге "Проблемы поэтики Достоевского". Идея, по мне­ нию ученого, с точки зрения ее жизнедеятельности в одной художест­ венной системе может быть: или "принципом самого видения и изобра­ жения мира, принципом выбора и объединения материала", или "предме­ том изображения".* Первую функцию идеи .«.«.Бахтин связывает с х а ­ рактеристикой монологического мира, отношение к идее как предмету изображения, по убеждению исследователя, обусловливает принципиаль­ но иное построение художественного текста - полифоническое. "Воскресение" Л.й.Толстого ученый анализирует как монологичес­ кое произведение. Р основе романа, считает он, лежит "идеологичес­ кий тезис о желанном и должном устройстве". "С точки зрения этого тези са, - пишет Бахтин, - дается принципиальная критика всех суще­ ствующих общественных отношений и форм, эта критика действительно­ сти сопровождается или перебивается и непосредственными доказатель­ ствами тезисов в форме отвлеченных рассуждений или проповеди, и иногда попытками изображения утопического идеала".^ Идея "воскресе­ ния", по мысли Бахтина, становится в последнем романе Толстого "принципом самого видения и изображения" реального мира, никаких иных функций у нее нет и не может быть. Толстой категоричен в сво ­ их оценках и приговорах. Моральный итог автора "вытесняет живое, не поддающееся моральной формуле биение сердец гер о ев".3 но идея "воскресения* в последнем романе писателя функциониру­ ет не только как принцип, но и как предмет изображения. Между двумя 36

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=