ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
готовое возникнуть сочувствие оедной княгине и на этой основе опре делить дальнейшую ее роль в мире живых общений героев романа. С одной стороны, хитрость, коварство, вынужденное унижение; с другой _ в глазах доверчивой графини Ростовой ей хочется выдать желаемое за действительное: она устала унижаться. Новая фаза взаимоотношений Анны Михайловны и князя Василия - их диалоги у постели умирающего Безухова, созданные Л.Н.Толстым с ювелирным искусством. Здесь тонкость в передаче тайных намере ний героев создается за счет сочетания слов и жестов, мимики, вы ражения глаз и богатства интонаций. Их диалог - актерская игра. Прекрасно понимая корыстные намерения князя Василия, ее “благоде теля14, Анна Михайловна каждым своим словом старалась придать ры- царски-благородный оттенок его поступкам. Взаимопонимание дости га ет такой меры, что они безошибочно вникают в скрытый смысл ска занного каждым из них. И все же княжна Катерина Семеновна быстро усматривает "интри ги " Анны Михайловны. Она несколько раз произносит фразу: "Я знаю, чьи это интриги" ( т .1 ,ч .1 ,гл.ХУШ). Л.Н.Толстой повторяет почти те же слова, относящиеся к первому диалогу Анны Михайловны и князя Василия: "Князь, видимо, понял ее и понял, как и на вечере у Мгьпл--ЬЬ&' Шерер, что от Анны Михайлов ны трудно будет о тд е л а т ь ся "(т .1 ,ч .1 ,гл .Х 1 1 ). иисатель сохраняет те же жесты, которые сопровождали диалог княгини с князем Василием. Там она "взяла его за руку", чтоб он не уиед, здесь она хватает "рукой за портфель и так крепко, что видно было, она не скоро его пустит” , а в один из следующих моментов "сделала несколько шагов, чтобы не отстать от портфеля, и перехватила руку" ( т Л ,ч . 1 ,г л * Н 1 ) . Не менее любопытна соотнесенность диалога Анны Михайловны и графини, в котором Друбецкая говорит о любезной услуге князя Васи лия, с авторской передачей рассказа Анны Михайловны о предсмертной встрече отца и сына Безуховых. Толстой включает в ее рассказ пред намеренно такие детали, каких не было в этой встрече: "Так все и всех вспомнил в последние минуты14. . . "такие трогательные слова ска зал сыну" и т .п . Читатель знает, что ничего этого не было, но кня гине нужно было подчеркнуть причастность к смерти этого вельможи и, может быть, намекнуть, что он и ее с Боренькой вспомнил ( т . 1 , ч .1 ,гл .Х Х 1 ). Нельзя до конца понять облик этой старой светской дамы, не учитывая отмеченных особенностей диалогов в их системе. Но кольцевая связь еще не образовалась: мы поняли сущность - 35 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=