ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

кое противоречие в оценке роли личности российского м онарха... Эта открытость - условие необходимого развития образного содержания романа. Дискуссия о Наполеоне конструктивно обращена к тому же образу медленно передвигающейся “всемирно-исторической стрелки на цифер­ блате истории человечества". Кроме этого, прямые связи дискуссии- диалога о наполеоне закреплены встречей с ним князя Андрея, сказав­ шего о французском императоре свое слово. устами умного, волевого, сильного, высокого душой и строем мыслей князя Андрея высказано твердое мнение: “маленький, ничтожный ч ел о в е к ', “счастливый от несчастья других”, й эта оценка поставле­ на в противоречие е историческим фактом - победитель. Дискуссия продолжается... Роман “1805 го д ” не мог быть завер­ шен в исторически объективном, а следовательно,и в художественном отношении. Так движется художественная мысль от истока к разным фазам ее развития. Все разнообразие художественного содержания первого тома романа лишь частично замыкает кольцо диалогов-дискуссий начала ро­ мана и не исчерпывает поставленных в них проолем.Это и определяет последующее содержание романа. Артезиански глуооков,родниковое начало романа-эпопеи является животворным по отношению к многим его линиям, не только главным, но и второстепенным. Именно в диалогах рождаются первые понятия о характерах, о сегодняшних и завтраиних драмах героев, и в этом смысле можно говорить о резонансах диалогов в последующем содержа­ нии и развитии событий. Вот Анна Михайловна, близкая и давняя подруга графини Росто­ вой, помогает ей принимать визиты в честь именин... Оставшись на­ едине, они обмениваются, казалось бы, самими сокровенными мыслями н чувствами ... и в д р у г ... что это? Читатель едва верит тому, как в рассказе Анны Михайловны преображается ее диалог с князем Васи­ лием. Князь Василий - это уже не тот знатный министр, который "неохотно и почти иеучтнво слушал" ее и "даже выказывал нетерпе­ ние” , которого княгиня держала за руку не из любезности, а "чтоб он не ушел” - теперь он, по словам Анны Михайловны, "любезен, рас­ сыпается". Она ему даже приписывает такую фразу: "Я жалею, что слишком мало могу вам сделать, милая кня гиня ... приказывайте" ( т.Х ,ч.Х ,г л .Х 1 ). Преемственность этих двух диалогов - ключ к пониманию характе­ ра киягини Друоецкой. Художнику-сердцеведу нужно О т о разрушить 34

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=