ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
“Слову о полку Игорвве“ ( "Но Немиге стелит снопы из го л о в ..." и т . д . ) , Д.Н.Толстой создает картины гибели русских воинов; “Но поле, как копны на хорошей пашне, лежало человек десять, пятнадцать уби тых, раненнх на каждой десятине места" (т .1 ,ч .З ,гл .Х УШ ). Тема пос ледствий исторической распри, подмены патриотизма честолюбием и тщеславием заложена в этой скрытой историко-литературной аналогии. Едкой авторской иронией проникнуто наивно искреннее замеша тельство Николая Ростова, не нашедшего новых слов для поверженного кумира; а т е , навеянные уверенностью в победе, “те говорились большею частью в минуту побед и торж е ст в..." "Спаситель" Европы "был бледен, щеки его впали, глаза ввалились", капитан фон Толь "помог" ему "перейти пешком через канаву” (т .1 ,ч .З ,гл .Х УШ ). Как четко соотнесены слова “победа", "торжество" в их неоправ данном значении с синонимическими выражениями диалога-дискуссии императора Александра в салоне Шерер! Да, Александр - не спаситель Европы, да , его историческая мис сия не свершилась. Но исчерпано ли этим содержание первого диалога- дискуссии:' Ведь в дискуссии, с одной стороны, речь шла конкретно об императоре Александре, о приложении его воли к истории, а затем князем Андреем была выражена мысль о необратимости исторических процессов даже по воле лиц, облеченных высшей властью (это вытекает из контекста). Особые оттенки в постановку этого вопроса привносит Пьер, споря о Наполеоне. Он фактически первый вводит в роман мысль о воле народа в истории: "Народ отдал ему (Наполеону - А .С .) власть только затем , чтоо он избавил его от Б ур ооно в ..." ( т . 1 , ч .1 ,г л .1 У ) . Так диалектически связаны оба диалога-дискуссии мыс лями о воле народа, о воле "властителя", о моральном факторе в деятельности исторического лица. Следует отметить и то , что Л.Н. толстой выделил исторически существенный моральный фактор (убий ство герцога, казнь пленных и т .п .) и личный моральный фактор (н е предмет истории!). Выявленные связи заметнее обнаруживаются по мере "развертывания" многократно этих проблем. При этом автор возвращает читателя к началу романа. Диалектическая ( а не односторонне формальная; логика художе ственного отражения и пересоздания жизни у ЛЛ .Толстого так мно- гопланова, так разветвленно взаимосвязывает разные моменты в тка ни произведения, что оказывается достаточным не учесть один элемент,- и художественная мысль автора будет нарушена, окажется односторонней. По одной линии мы только что убедились, что Л.Н.Толстой худо жественно истолковал историческую несостоятельность Александра, 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=