ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
и подобно тому, как, оценивая дальнюю историческую миссию Александра (восстановить монархию во Франции), л.к.Толстой создал ситуацию незавершенной дискуссии в придворном салоне, так и теперь общему настроению ( " .. .д е в я т ь десятых людей русской армии в то время оыли влюблены... в своего ц а р я " ...) автор противопоставил мнение Кутузова ("Я думаю, что сражение будет проиграно"). Дискус сия углубилась и расширилась, ибо это уже не поединок частных мне ний (Шерер - Болконский), а "девять десятых людей русской армии" и Кутузов, к тому же это сама жизнь ( т .1 ,ч .З , г л .Н ) . Кольцевые связи ведущих диалогов-дискуссий в романе-эпопее великого художника предстают в восприятии читателя не как прямые логические линии, ведущие к утверждению или отрицанию одной из посылок. Художественная логика л.Н.Толстого - диалектическая логи к а , избирающая путь разрешения противоречий, опираясь на историче ские данные, писатель вызывает у читателя иллюзию действительно предстоящей победы: "Все выгоды были на нашей стороне, огромные си лы, без сомнения, превосходящие силы Наполеона, были стянуты в од но место; войска были одушевлены присутствием императора и рвались в д е л о . . . " ( т .1 ,ч .з ,г л .1 Х ). Объективные данные .стихийно осознавае мые армией, являлись предпосылкой патриотического подъема. преднамеренное, художественно создаваемое и объективно оправ данное состояние восторженно патриотического напряжения достигает апогея, и в сознании читателя формируется тезис: русская армия, прославившаяся под Шенграбеном, подкрепленная новыми резервами из Носсии, должна была победить. Ее вел оправдавший сеоя и прежде, и в недавних сражениях Кутузов, ее воодушевляло присутствие импера тора. Как антитезис воспринимается с недоверчивостью уже упомяну тое сомнеине в победе самого главнокомандующего. весь ход Аустерлицкого сражения вступает в противоречие с ис ходной позицией, и одной стороны, реальные возможности русской и союзной армий обеспечивали пооеду; с другой стороны, начало сра жения "по манию" императора, соблюдение неудачной диспозиции, не ожиданная встреча с вр а гом ... - все вело к поражению. Стихийно-па ническое состояние в войсках, вызванное сложным стечением обстоя тельств, выражено в диалогах солдат: "Ну, братцы, шаоаш". и как Оудто голос этот был команда, по этому голосу все оросилось бе жать" ( т .1 ,ч.З ,гл .ХУ 1 ). С этого момента контрастно меняются все логико-стнлистнческие акценты, связанные с темой Александра: в авторской речи, диалогах, внутренних монологах героев. Обращаясь к образам, восходящим к 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=