ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

А.А .НЕСТЕРЕНКО К ВОПРОСУ О МАСТЕРСТВЕ Л.Н.ТОЛСТОГО- ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ ЛЛ .Толстой всегда считал искусство нравственно-целенаправ­ ленным, призванным "заражать" читателя, зрителя, слушателя. По Толстому, идея произведения должна быть скрыта в самой сути изображаемого. Читатель извлекает ее самостоятельно, улавли­ вая мысли героев и обогащаясь ими,становясь при этом участником творческого процесса. Задача художника же - дать толчок воображе­ нию читателя. Это тем более важно, что толстовская "заразитель­ ность" искусства понимается иногда неверно - лишь как настойчи­ вое, назидательное "внушение" авторской мысли. Толстой был сторон­ ником того положения в эстетике, по которому образ искусства вос­ принимается непринужденно, в его непосредственности. Какая-то оп­ ределенная нравственная норма непринужденно воспринимается лишь через убеждения, но не через внушение. Вопрос об авторском "вмешательстве” , о целесообразности при­ сутствия авторско-личного голоса в повествовании Толстого следует решать конкретно и неоднозначно: в одном случае иная короткая по- вествовательская реплика необходима больше, чем "типическое" об­ стоятельство; в другом случае сам характер образа или событие та ­ ковы, что достаточно полно и убедительно раскрываются и без автор­ ских поучений; в третьем случае авторские отступления, кажется, и не относящиеся к повествованию, так интеллектуально и эмоционально насыщены, что без них и герои кажутся бледными, и события незначи­ тельными; в четвертом случае эффективность нравственного воздейст­ вия произведения обратно пропорциональна высоте тона автора и т . д . ; но бесспорно одно; в любом случое авторскоя позиция в той или иной степени присутствует на страницах толстовского повество­ вания. . . На примере произведений молодого Толстого мы попытаемся пока­ з а т ь , насколько различными путями и способами художественно вопло­ щал писатель авторскую позицию, которая кок литературоведческая категория, на наш взгляд, восходит к более широкому понятию "а в ­ торское начало." Авторское начало в художественно-литературном произведении - это организующая субстанция воплощенного в определенную систему замысла автора как идейно-художественного целого, проникнутого 3

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=