ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

ристиках тех сложных отношений внутри Франции и Квропы, о которых говорят и Пьер, и виконт Мортемар. Так оказываются соотнесенными разные но времени диалоги из эпизодов "Салон Шерер*. Призм возооновления темы из предыдущего диалога в новой ситуации и создает художественную законченность и вместе - движение, текучесть мыслей, способствует созданию еди­ ных линий в сложной образно-логической системе диалогов. Приемом позволительно называть частое обращение художника к какому-нибудь способу воссоздания форм жизни в произведении, отве­ чающему творческому замыслу. Чтооы убедиться в системности исполь­ зования приеме возобновления темы в диалогах, проследим, как Л.Н. Толстой вводит в диалоги светского салона анекдот о Жорж, Бонапарте и герцоге Энгиенском. Вначале это был очень милый рассказ виконта, сопровождаваийся двумя восклицаниями " « со стороны Анны Павловны и кня­ гини Лизы; однако настоящее свое место эта история занимает при возобновлении намеченной темы (и уже не как светская молва о двух любовниках мг-£&Жорж, а как поступок Наполеона в отношении к Энгиенскому - казнь герцо га). И если возгласы “прелестно", несом­ ненно, относились к любовной интриге ( " . . . в том месте, где сопер­ ники вдруг узнают друг друга, и дамы, казалось, оыли в волне­ н и и * ...) , то переключение внимания на "казнь* в той же истории вызывает иную реакцию тех же слушательниц: *£ог мой!" (Анна Пав­ ловна); "Как, мсье Пьер, вы видите в уоийстве величие души?" ( княгиня Лиза). Так прием возооновления темы диалога раскрыл разные стороны этой истории и связал начало вечера в салоне Шерер ( "Б кружке Мортемара заговорили тотчас оо убиении герцога Энгиенского") с центральным диалогом-диспутом о Наполеоне, революции, о нравствен­ ном факторе в историческом процессе, и в завершающих диспут сло­ вах князя Андрея имеется в виду вся совокупность поступков Напо­ леона ( т .1 ,ч .1 ,г л .1 У ) . Подытоживая некоторые наблюдения, отметим наличие ассоциатив­ ных связей между диалогами ряда глав романа, использование приема возобновления темы предшествующего диалога в цепи последующих, нереход диалога в дискуссию, в которой конкретный вопрос о роли Александра в войне 1805 года перерастает в постановку общей про­ блемы о праве и возможности насильственного вмешательства в исто­ рический процесс по инициативе человека, облеченного высшей вла­ стью. Остановимся на втором диалоге-диспуте в салоне Шерер, попутно 28

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=