ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
Шерер; именинный обед у Ростовых; болезнь и смерть графа Безухо- в а ; дуэль Пьера и Долохова; бал "подростков" у Иогеля, новогодний бал у екатерининского вельможи; Кутузов на смотре войск в Брау- иау; на батарее Туиина; панорама Бородинской битвы; совет в Фи лях; битва под Красным и т .д ., вплоть до дискуссии Пьера Безухова, Николая Ростова и Василия Денисова в эпилоге. По тематике диалоги разнообразны: это салонно-бытовые и с е мейно-бытовые; нолитические и философские; на нравственные и ре лигиозно-нравственные темы; военно-бытовые, военно-патриотические; официально-государственные и д р ., однако это не значит, что диа логи тематически разграничены. Это было бы не искусство, а лишь искусственность. Характерно то , что в этом глубоко философском произведении нет диалогов с преобладанием теоретического элемента; больше то го , общее направление беседы позволяет отнести ее к ка кой-либо из тематических групп. Их содержательная структура капризно-изменчива, как непосред ственно движение мысли в живой беседе. Диалоги в пределах художественно законченного цикла эпизодов чаще всего многотемны и внутренне цельны. Таковы диалоги в эпи зодах “Салон Шерер". Бели их сгруппировать, окажется, что лишь нем ногие посвящены салонно-бытовой тематике ( о здоровье Анны Павлов ны, о детях князя Василия, светские приветствия, новости, о жен ской красоте, анекдот Ииполита, о карьере Ипиолита и Бориса), а остальные - военно-нолитическим, нравственным и философ ским вопросам в их единстве ( о войнах Бонапарта, о коронации в Милане, о войне России с Францией, о роли Австрии и Пруссии в военных союзах, о роли Александра I в войне, о судьбах аристокра- тии Фракции, о возможности вмешательства в историческую судьбу Франции, в законах движения истории вообще, о революции и Бона парте, проблемы нравственности и революции, о Наполеоне). Это, хотя и внешнее соотношение говорит о важном значении второго круга тем в этой своеобразной у в е р т ю р е к роману в целом. Такое значение начало романа приобретает благодаря дне- куссиониости, проблемности суждений, высказанных разными лицами. Здесь и контрасты, и оттенки мыслей, искусно протянутых, как нити, к множеству разных страниц эшопеи. Завершенность диалогов и одновременно преемственные связи между ними достигаются олагодаря некоторым структурным приемам. Роман, как известно, начинается двумя сообщениями: о взятии Бонапартом Генуи и Лукки и о неизбежности войны России с Францией. 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=