ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

обыденные вещи или сложные научные понятия. Писатель развивает такую мысль: рассудок - слуга наших страс­ тей. Хить рассудком - значит не обладать основный: силой жизни. Жизнь бесконечно разнообразна, а рассудок не только не в состоянии ориентироваться в этом хаосе бесконечного, ему вообще не подвласт­ но понятие бесконечности. С помощью анализа, этого основного ору­ дия рассудка, не удается рассматривать жизнь во всей ее многогран­ ности и неповторимости: расчленяя жизненные явления в соответст­ вии с абстрактными, оторванными от "живой жизни" категориями, ана­ лиз скорее убивает жизнь, нежели помогает постичь ее . Рассудок может оперировать упрощенными, схематизированными и конечными по­ нятиями, и потому вопрос о бессмертии души, главнейший для Толсто­ г о , является для людей, живущих рассудком, таким же отвлеченным объектом анализа, как шахматная партия. Писатель приходит к мысли связать разум с волей и уравновесить его верой, так как без веры невозможно достижение никаких целей. "Соотношение анализа и веры стало одной из характерных черт русского реализма, в частности реализма Толсто го".3 Толстовская критика официальных догм христианской религии ос­ нована прежде всего на понимании их несовместимости с требования­ ми разума. Однако наряду с критическим разумом, действующим в ма­ териальной сфере и охватывающим собой выводы, рассуждения, наблю­ дения над окружающим миром, существует, согласно Толстому, разум интуитивный. В основе его лежит религиозное чувство, то есть "способность провидеть, - чувством познавать" / 5 2 ,4 9 / . Только ин­ туиция выступает высшей способностью человеческого разума, ее наи­ более совершенным проявлением, содержит в себ е, с точки зрения Толстого, возможное объяснение миросозерцания человека, его духов­ ной жизни. Но там, где бессилен разум, Толстой обращается к вере, состоящей в признании то го , что понятия бо га, любви, религии яв­ ляются имманентными свойствами человеческой природы. ПРИМЕЧАНИЯ 1 . Л.Н.Т о л с т о й. Полн.собр.соч. (Юбилейное издание). У . , Г о с­ литиздат, 1928. T . I , с . 246 Далее ссылки на это издание в скоб­ ках в тексте, первая цифра означает том, вторая - страницу. 2 . В этом аспекте проблема в значительной мере исследована Г .Б . Курляндской в статье "К вопросу о философских истоках решения проблемы свободы и необходимости в романе J1.H.Толстого "Война и мир” , / в "Толстовском сборнике", Тула, 1 9 7 0 /, В.Ф.Асмусом 23

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=