ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
знание как нечто самодовлеющее, изолированное от материальных про цессов. Напротив, он подчеркивает, что, управляя материей, дух,в , свою очередь, проявляется только в материальных формах, подчиня ется их характеристикам. Отрицая объективную реальность материи, рассматривая атомистическую концепцию лишь как один из наиболее удобных способов объяснения физико-химических процессов, Толстой продолжает изучение этих процессов. Никакому другому толстовскому герою не свойственна столь острая оценка явлений социальной жизни, как Нехлюдову, но это до стигается Толстым за счет утраты той широты чувств, которая была характерна для Пьера Безухова и Константина Левина, да и для с а мого Нехлюдова в юности. Предложение Катюше выйти за него замуж продиктовано не чувством люови, а скорее сознанием долга, на пер вый взгляд,это - проявление рационализма, которое глубоко не за трагивает душу героя. Отход Нехлюдова от общепринятого происходит не благодаря доводам разума, а в результате глубоких воздействий жизни. X X X Толстой изображает природу, внешность человека, его внутрен нюю жизнь в границах то го , что может быть показано через призму чувства, нею свою жизнь Толстой отрицал художников и мыслителей рационалистического склада, он предпочитал Руссо Вольтеру, Тютчева - Некрасову, Шопенгауэра - Гегелю. Такое пренебрежение к разуму, недооценка его восходит к традиционному взгляду на разум как на порождение зла. И Толотой считает, что разум иссушает жизнь своими систематизирующими усилиями, он “только служит чувст ву , сердцу, ч е м у - т о . /4 8 ,1 2 2 /. В основе естественных человече ских деяний лежат отнюдь не пооуждения разума: “Б е е, в с е , что де лают люди - делают по требованию своей природы... Шахматная игра ума идет независимо от жизни, а жизнь от нее" / 4 8 ,5 3 / . из всех наук Толстой доверяет только древнегреческой философии,! то лишь потому, что она рисует мир как некое поэтическое целое. У Толстого всегда было очень сложное отношение к разуму: оя не доверяет ему, но в то же время сознает, что "человек и всегда все познает через разум,, а не через веру” /2 6 ,4 3 9 /. Прослеживая процесс человеческого познания, Толстой исходит из существования грех его родов: яогического, опытного и художественного. По мысли Толстого, об истинности того или иного положения справедливо гово рить лишь в той мере, в какой оно подтверждается опытом, будь то 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=