ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

знание как нечто самодовлеющее, изолированное от материальных про­ цессов. Напротив, он подчеркивает, что, управляя материей, дух,в , свою очередь, проявляется только в материальных формах, подчиня­ ется их характеристикам. Отрицая объективную реальность материи, рассматривая атомистическую концепцию лишь как один из наиболее удобных способов объяснения физико-химических процессов, Толстой продолжает изучение этих процессов. Никакому другому толстовскому герою не свойственна столь острая оценка явлений социальной жизни, как Нехлюдову, но это до­ стигается Толстым за счет утраты той широты чувств, которая была характерна для Пьера Безухова и Константина Левина, да и для с а ­ мого Нехлюдова в юности. Предложение Катюше выйти за него замуж продиктовано не чувством люови, а скорее сознанием долга, на пер­ вый взгляд,это - проявление рационализма, которое глубоко не за ­ трагивает душу героя. Отход Нехлюдова от общепринятого происходит не благодаря доводам разума, а в результате глубоких воздействий жизни. X X X Толстой изображает природу, внешность человека, его внутрен­ нюю жизнь в границах то го , что может быть показано через призму чувства, нею свою жизнь Толстой отрицал художников и мыслителей рационалистического склада, он предпочитал Руссо Вольтеру, Тютчева - Некрасову, Шопенгауэра - Гегелю. Такое пренебрежение к разуму, недооценка его восходит к традиционному взгляду на разум как на порождение зла. И Толотой считает, что разум иссушает жизнь своими систематизирующими усилиями, он “только служит чувст­ ву , сердцу, ч е м у - т о . /4 8 ,1 2 2 /. В основе естественных человече­ ских деяний лежат отнюдь не пооуждения разума: “Б е е, в с е , что де­ лают люди - делают по требованию своей природы... Шахматная игра ума идет независимо от жизни, а жизнь от нее" / 4 8 ,5 3 / . из всех наук Толстой доверяет только древнегреческой философии,! то лишь потому, что она рисует мир как некое поэтическое целое. У Толстого всегда было очень сложное отношение к разуму: оя не доверяет ему, но в то же время сознает, что "человек и всегда все познает через разум,, а не через веру” /2 6 ,4 3 9 /. Прослеживая процесс человеческого познания, Толстой исходит из существования грех его родов: яогического, опытного и художественного. По мысли Толстого, об истинности того или иного положения справедливо гово­ рить лишь в той мере, в какой оно подтверждается опытом, будь то 22

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=