ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
вместе с тем отстаивание своего человеческого " я " , своего права на самостоятельную жизнь. Решающее значение при этом имеют не какие- либо рациональные доводы, а веления сердца. Чувством, непосредст венным ощущением минуты живет Стива Облонский. Этим героям противопоставлен Каренин, человек, не способный к живому чувству. При первой, беглой характеристике Каренина го ворится, что он совершенно лишен понимания музыки, поэзии, искус с т в а , хотя у него на этот счет были “самые определенные и твердые мнения. Он любил говорить о Шекспире, Рафаэле, Бетховене, о зна чении новых школ поэзии и музыки, которые все были у него распре делены с очень ясною последовательностью" /1 6 ,1 1 7 /. Классификация, распределение по полочкам - это результат “работы” анализа, втор гшегося в область чувства и окончательно вытеснившего е го . Для Каренина “живая жизнь" представляется чем-то “нелогичным и бес толковым" до тех пор, пока с помощью рассудка /анализа/ не будет найден “тот пункт узаконений, которому подлежало возникшее обсто ятельство" /1 8 ,1 5 2 /. и он оказывается абсолютно беспомощным перед лицом обстоятельств, реальной жизни. Все либеральные и реформистские настроения Кознышева были ос нованы на метафизическом понимании жизни. В его уме не могли воз никнуть противоречивые мысли, в с е , что он делал, было логически определенно, итсюда недостаток силы жизни в этом герое. Левин принадлежит к разряду людей без готовых теорий, прислу шивающихся к тому, что подскажет сердце. Не будучи в состоянии проникнуть разумом в тайны оытия, Левин оОвиняет разум не только в бессилии открыть законы жизни, но даже в гордости, глупости и мошенничестве за постоянные попытки установить эти законы, ге ви в , что разум не может диктовать закон люови, Левин размышляет; "Да, гордость, сказал он себ е, переваливаясь на живот и начиная завя зывать узлом стеоли трав, стараясь не сломать их. -"И не только гордость ума, а глупость ума. А главное - плутовство, именно плу товство ума. Именно мошенничество ума", - повторил он" / 1 9 ,3 7 9 / . Если Наташа Еостова "не удостаивает быть умной", она выше ума, то Анна ведет с Левиным умный разговор о новом направлении в искусстве, о французской литературе. Слово “разум" в контексте романа обретает многогранный смысл, толстой обыгрывает этот тер мин в различных сценах. Так,Анне подсказывает выход из жизненных противоречий неприятная болтливая дама. От нее Анна случайно слы шит французскую фразу: разум дан человеку, чтобы избавиться от то го , что его беспокоит. Решение разума приводит Анну к самоуоий- 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=