ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
лживую иллюзию разумности. Т а к ,для Растопчина "ум подделай... при чины нравственного успокоения" / I I ,3 4 8 /. Рассудок - великий лжец, и истина видна только то гда, когда он не успел вмешаться. В образе духовного наставника Элен развенчивается именно такой разум. Веру Ростову не любят, несмотря на ее красоту, ум, воспитание. Старый граф Ростов объясняет это следующим ооразом: “Что греха таи ть, гп<и ! Графинюшка мудрила с Верой", - сказал граф" / 9 , 5 2 / . в другом месте Наташа говорит ей : "Ты этого никогда не поймешь /это "умная" Вера и вдруг не поймет - Т .С ./ , потому что ты никогда никого не любила, у тебя сердца н е т .. .* / 9 , 5 6 / . Теперь ясно, что “ум ума” , а не "ум сердца", которого нет в Вере, делает ее неприятной. Толстой отмечает: лицо ее "неестественно и оттого неприятно”. В первоначальной характеристике Веры /Лизы/ сказано, что она “чопорна, горда, в душе робка, не любима, тщеславна... тмна логично, много знает и читала, любит судить и удивляется, что ее умное не выходит умным... Никого не любит" / 1 3 ,1 8 / . О Бер ге тоже говорится, что он "логично очень умен". "Ум ума" характеризует Андрея Болконского. К жизни он пыта ется подойти с точки зрения логики и здравого смысла. Что касает ся Пьера, то князь Андрей дает такую характеристику своему другу: “Это самый рассеянный и смешной человек, но и самое золотое серд це" /1 0 ,2 3 0 / . Пьеру свойственна эмоциональная оценка сооытий. Г е рою все удается, когда он стал разрешать возникающие вопросы не разумом, а чувством - судьей, по каким-то не известным ему самому законам решавшим, что было нужно и чего не нужно было. Всю совокупность окружающих его предметов и явлений Каратаев воспринимает без всякого участия мышления, путем бессознательно го созерцания, непосредственным чувством, как первобытное сущест во или ребенок. Николой Ростов редко "обдумывал свою жизнь"Л2, 2 7 / , н он редко ошибается в своих поступках. В "Войне и мире" "порода ростовская" важна для Толстого в фи лософском плане как утвердение силы стихийного чувства. Непосред ственность "ростовской породы" - следствие воспитания чувств. Сфе- т ра интеллектуальной жизни, без которой немыслимо и бессмысленно существование Пьера Безухова и князя Андрея, не имеет никакого зна чения для стихийных натур типа Наташи и Николая гостевых. и в романе "Анна Каренина" внимание писателя привлекают "е с тественные" чувства человека. Они раскрываются как своего рода н о р а , как внутренний крнтерий при обрисовке ложной жизни общест ва . "Пробуждение" Анны - это прежде всего новое ощущение мира я 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=