ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
Т.С .СОТНИКОВА ЧУВСТВО И РАЗУМ КАК ФОРШ ПОЗНАНИЯ В МИРОВОЗЗРЕНИИ И ТВОРЧЕСТВЕ ЛД.ТОЛСТОГО В творчестве Толстого человек как существо разумное и социаль ное противостоит миру природы, находясь с ним в сложных, противо речивых взаимосвязях. Что такое чувство и разум? В чем сущность рационального и интуитивного познания? Каково место представлений Толстого о чувстве и разуме в образной системе его художественных произведений? Проблема несомненно заслуживает пристального внима ния, так как исследователи /М ^Лрапченко, С.Г .Бочаров/ ограничи ваются лишь отдельными замечаниями, не решая вопроса в целом. Молодой Толстой отдает явное предпочтение рационалистическому началу в человеке. В отрывке "Для чего пишут люди?" он заявляет, что "почти все согласны под добродетелью разуметь подчинение страс тей рассудку"'1'. Он считает разум единственной силой, способной снять противоречия материального мира: вслед за Локком /"Опыт о человеческом разуме"/ Толстой утверждает: разум - неотъемлемое естественное достояние человека, его верховный руководитель: ^-"Оставь действовать разум, он укажет тебе на твое назначение, он даст тебе правила, с которыми смело иди в общество" А Ь , 4 / . в программу всестороннего развития личности Толстым включается "умст венная деятельность". Разум, знания нужны для объяснения мира, в котором живет человек. Именно разум дает возможность понять сущ ность жизни, цель и смысл которой заключается в вечном совершенст вовании и стремлении к общему благу.В эти годы у писателя появляют ся первые сомнения в безграничных возможностях разума, сохранивши еся на протяжении всей его последующей жизни и отразившиеся в ху дожественном творчестве. Причины противоречивого отношения Толстого к разуму коренятся в том, что он уже не может полностью принять рационалистические тео рии мыслителей ХУШ век а , так как видит, что они при столкновении с действительностью оказываются беспочвенными. Это и имеет в виду Толстой, когда пишет в "Философических замечаниях на речи Хан- Жака Р уссо ": “...о д н а их главных ошибок, делаемых большей частью думателей, есть т а , что сознав свою неспособность для решения важных вопросов из начал разума, они хотят решить философские во просы исторически, забывая, что история есть одно из самых отста лых наук и есть наука, потерявшая свое значение” Л , P2P/. I Тулгоспединстжтут |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=