ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

го народа, с которым связан глубоко и неразрывно. Значительно повышает интерес учащихся к Кутузову и другим ис­ торическим лицам, изображенным в произведении, осуществление меж­ предметных связей. Давая характеристику таких героев, мы не только шли от анализа текста, но и привлекали дополнительный исторический материал: воспоминания очевидцев войны 1805-1807 и 181? годов, ис­ следования ученых. Мы считали возможным ввести учащихся в атмосфе­ ру научных поисков и обратить их внимание на имеющуюся в буржуаз­ ной литературе тенденцию преувеличения военного гения и возвеличи­ вания личности Наполеона. Дополнительный материал помогал учащимся понять отношение Толстого к своим героям и его взгляды на роль личности и народных масс в истории. Но последующих уроках, раскрывая оОщественно-политическую про­ блематику романа-эпопеи, соотнося оценку Толстым изображаемой дей­ ствительности с народными потребностями и интересами, показывая воссоздание миро в свете авторского идеала, мы отмечали, что любовь его к народу подкрепляется глубочойшим знанием народной жизни. В результате проделанной работы девятиклассники пришли к вы­ воду, что художественное освоение народной жизни .осознание социаль­ ной противоположности правящих классов и крестьянства позволило Толстому создать замечательное произведение, народность которого определяется уважением писателя к трудовому народу, признанием ре­ шающей роли народных масс в истории, постановкой вопросов общена­ родной значимости, патриотическим чувством, которое это произведе­ ние воспитывает. В "Войне и мире" воплощено подлинная народность - величайшее завоевание русской классической литературы. Но проблема народности неотделима от ленинского учения о дьух культурах в культуре каждой нации досоциалистического общества и истолкования им творчество Толстого. Лишь на основе изучения робот В.ИЛенина о Толстом уча­ щиеся смогли понять всю глубину народности писателя, которая зак­ лючается в художественной постановке важнейших проблем эпохи. Результаты текущей проверки усвоения материала, анализ отве­ тов и письменных работ показали, что использование различных форм осуществления межпредметных связей между литературой и историей ( включение материала смежной дисциплины в объяснение учителя и со­ общения учащихся; проблемные задания, основанные но переносе ранее усвоенных знаний в новые ус.овия; межпредметные задания репродук­ тивного характера и др.) но всех этапах изучения биографии и твор­ чество Л.Н.Толстого способствуют процессу углубления в сознании уча­ щихся понятия народности литературы и формируют умение применять 149

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=