ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
го народа, с которым связан глубоко и неразрывно. Значительно повышает интерес учащихся к Кутузову и другим ис торическим лицам, изображенным в произведении, осуществление меж предметных связей. Давая характеристику таких героев, мы не только шли от анализа текста, но и привлекали дополнительный исторический материал: воспоминания очевидцев войны 1805-1807 и 181? годов, ис следования ученых. Мы считали возможным ввести учащихся в атмосфе ру научных поисков и обратить их внимание на имеющуюся в буржуаз ной литературе тенденцию преувеличения военного гения и возвеличи вания личности Наполеона. Дополнительный материал помогал учащимся понять отношение Толстого к своим героям и его взгляды на роль личности и народных масс в истории. Но последующих уроках, раскрывая оОщественно-политическую про блематику романа-эпопеи, соотнося оценку Толстым изображаемой дей ствительности с народными потребностями и интересами, показывая воссоздание миро в свете авторского идеала, мы отмечали, что любовь его к народу подкрепляется глубочойшим знанием народной жизни. В результате проделанной работы девятиклассники пришли к вы воду, что художественное освоение народной жизни .осознание социаль ной противоположности правящих классов и крестьянства позволило Толстому создать замечательное произведение, народность которого определяется уважением писателя к трудовому народу, признанием ре шающей роли народных масс в истории, постановкой вопросов общена родной значимости, патриотическим чувством, которое это произведе ние воспитывает. В "Войне и мире" воплощено подлинная народность - величайшее завоевание русской классической литературы. Но проблема народности неотделима от ленинского учения о дьух культурах в культуре каждой нации досоциалистического общества и истолкования им творчество Толстого. Лишь на основе изучения робот В.ИЛенина о Толстом уча щиеся смогли понять всю глубину народности писателя, которая зак лючается в художественной постановке важнейших проблем эпохи. Результаты текущей проверки усвоения материала, анализ отве тов и письменных работ показали, что использование различных форм осуществления межпредметных связей между литературой и историей ( включение материала смежной дисциплины в объяснение учителя и со общения учащихся; проблемные задания, основанные но переносе ранее усвоенных знаний в новые ус.овия; межпредметные задания репродук тивного характера и др.) но всех этапах изучения биографии и твор чество Л.Н.Толстого способствуют процессу углубления в сознании уча щихся понятия народности литературы и формируют умение применять 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=