ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
просы, стоящие перед обществом. Ухе но этом уроке учащиеся должны понять, что в романе, отра жающем, по выражению самого автора, "историю народа", охватывающем период 1805-1820 годов, Толстой не отошел от своего замысла отве тить на вопросы, выдвинутые современностью. Напротив, глубоко изу чив и отобразив в романе прошлое России, он стремился объяснить многие существенные явления своей эпохи, вынести им приговор и даже заглянуть в будущее. Вместе с тем в романе воплощены идеи, имеющие непреходящее значение: о патриотическом движении нации, о великой роли народных масс. Именно об этом говорил но торжественном заседании, посвящен ном вручению городу Туле медали "Золотая зве зда ", Генеральный сек ретарь ЦК КПСС товарищ Л.И.Брежнев: "Там, в Ясной Поляне, великий писатель много размышлял нал проблемами, которые волнуют и нас - над проблемами войны и миро. Не все идеи Толстого созвучны ношей эпохе. Но главная мысль его великого романа, мысль о том, что в ко нечном счете народ, массы решают вопросы истории, определяют судь бы государств и исходы войн, - эта глубокая мысль верна сегодня как и в с е гд а ".7 Для более осознанного усвоения учащимися этого сложного миро воззренческого материала мы постоянно обращались к знаниям школь ников по истории СССР и истории Франции XIX века, которые они по лучили в восьмом классе. Предварительно нами были подготовлены сопоставительные табли цы исторического материала, известного учащимся из курса истории, и событий, нашедших отражение в "Войне и мире". Таблицы позволили использовать при раооте над романом-эпопеей весь запас историчес ких знаний девятиклассников и проследить особенности изображения действительности в художественном произведении. Исторические факты окрашивались авторским отношением, оживали герои далекого прошлого, рациональное восприятие усиливалось эмо циональным воздействием художественных образов. Школьники навсегда запомнят слово Л.Н.Толстого о "дубине народной войны", которая под нималась, опускалась и гвоздило французов до тех пор, пока не по гибло все нашествие ( т . 7 , 1 4 0 ) , или образное описание партизанских действий: "Партизаны уничтожали Великую армию по частям. Они под бирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались с иссох шего дерево - французского войско, и иногда трясли это дерево" ( 7 , 1 4 3 ) . Использование межпредметных связей при анализе текста расширя ло знания учащихся по истории, повышало интерес к изучаемому про- .47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=