ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
Особое внимание мы уделили повторению знаний о ленинской пе риодизации русского освободительного движения. Учитывая важность связи истории и литературы, мы стремились избежать навязчивого социологизирования, обилия исторических фак тов, цифр, дат. Исторические примеры должны не уводить от основной цели урока, а способствовать более глубокому раскрытию содержания изучаемой литературной темы и активизировать процесс обучения в целом. Связь литературы и истории носит двусторонний характер, то есть не только учитель литературы может использовать исторический материал, но и на уроках истории успешно применяется художествен ное слово писателя. Мы не испытывали затруднений при показе своеобразия "Севасто польских рассказов" как нового этапа творческого пути Л,Н.Толстого, так как в восьмом классе при прохождении темы "Героическая оборона Севастополя в период Крымской войны" ( в курсе истории СССг) учащие ся узнали, что участником обороны города был великий писатель Л.Н. толстой и его впечатления отразились в цикле “Севастопольских рас ск азов". По ношей рекомендации учителя истории сообщения о подви гах простых русских солдат заканчивают чтением отрывка из рассказа "Севастополь в декабре м е с г ~ " : . ..И з - з а креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна Оыть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глуоине ду ши каждого, - люоовь к р о дин е ...". Опираясь на эти сведения, не повторяя уже известных фактов, тем самым получая определенный запас учебного времени, мы заостря ли внимание школьников но следующих чертах народности цикла расска зов: прославление простоты и скромности солдат и матросов - нацио нальных черт русского народа; показ их беззаветной любви к родине кок основы героических поступков. Особое место в творческом наследии Толстого занимает произве дение, ровного которому по художественным достоинствам, глубине мысли, широте охвата действительности нет в литературе ни одной страны миро. Изучение романа "Война и мир" в школе дает богатейшие возможности для нравственного воспитания молодежи, формирования у нее прекрасных качеств: гуманизма, национальной гордости, высокой морали. Неотъемлемым качеством романа-эпопеи является народность, и чем яснее оно Судет выявлена, тем глубже Оудут осознаны учащимся историко-литерат. 7 Т-'ое значение произведения, его художественное со 145
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=