ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

вые дается учащимся в Я классе при изучении творчества н.А.Некра­ сова. Но народность литературы любой страны нагляднее всего раскры­ вается в ее национальном своеобразии, которое определяется истори­ ческой судьбой данного народа, поэтому можно утверждать, что рабо­ та над понятием народности должно осуществляться на протяжении ря­ да лет обучения предметом гуманитарного цикла и требуется кропот­ ливая робота учителей-предметников, чтобы признаки понятия осозна­ вались школьниками. Дидактическим условием более успешного прове­ дения этой роботы является установление внутрипредметных и меж­ предметных связей литературы и истории. приведенные положения стали теоретической основой работы авто­ ра донной статьи над понятием народности литературы при изучении творчество Л.Н.Толстого в девятых классах Петелинской средней школы Ленинского района Тульской области. Уже ранние произведения Л.И.Толстого отличает подлинная на­ родность. Иначе быть не может, нею свою сознательную жизнь Л.Н.Тол­ стой шел к народу, любил е го , высоко ценил его духовные качества и служил ему пером и практической деятельностью. Исходя из ленинского указания на необходимость при анализе предмета "схватить, изучить все стороны е г о , все связи и "опосред­ ствования"5 , мы старались объяснить школьником особенности эпохи, среды, формировавшей мировоззрение художника; показать борьбу клас­ сов и партий, идей и течений; определить место писателя в общест­ венной и литературной борьбе. Мы считаем, что чем глубже будет раскрыто перед школьниками своеобразие эпохи Толстого, отразившейся на его мировоззрении и изображенной в его произведениях, тем яснее станет для них конкрет­ но-историческое своеобразие его народности, то новое, что внес пи­ сатель в изображение народной жизни. Вся тема обычно изучается в хронологической последовательнос­ ти, что соответствует истории становления и развития художника. И совершенно необходимо, рассматривая его творческий путь, путь его духовных исканий, восстанавливать в памяти школьников и углублять их знания о соответствующем историческом периоде ( с историей России XIX веко учащиеся знакомятся в курсе восьмого класса). Наиболее эффективной, на наш взгляд, формой работы при установлении данных связей является самостоятельная деятельность девятиклассников по повторению материала курса истории СССР и их доклады, сообщения, построенные, в основном, на материале учебников по истории и лите­ ратуре, дополняемые, где это целесообразно, учителем. 144

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=