ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
зей является единство, взаимосвязь и взаимообусловленность явлений реального мира. Еще не выработано исчерпывающее научное педагогическое опре деление межпредметных связей, отражающее их сущность и функции в учебном процессе, нет единой точки зрения но то , что понимать под типом связи, какие типы выделять. Порой авторы расходятся в оценке результатов действия связи, но всех исследователей объединяет уве ренность в необходимости их установления.^ Возможности и необходимость установления межпредметных связей для более успешного формирования научного понятия народности при изучении литературы и истории базируется но общности данных учеб ных дисциплин со стороны содержания предметных знаний, но сходстве приемов познаватольной деятельности учащихся. Связи между этими дисциплинами определяются также эвдачами обучения и воспитания, сто ящими перед предметами гуманитарного цикла. Взаимосвязи литературы и истории устанавливаются как в целях раскрытия социально-исторической обусловленности творчества того или иного писателя, ток и для характеристики этапов в развитии об щества. Такие межпредметные связи - один из главных путей осуществле ния принципа историзма в обучении, который необходим для проведе ния диалектического подхода к изучаемым процессам и явлениям, для развития диалектического мышления школьников. Связи между литерату рой и историей как учебными предметами являются необходимым дидак тическим условием формирования и развития у школьников научных по нятий в процессе обучения, в частности, понятий теоретико-литера турных. доступность тех или иных идей и понятий зависит не только от возрастных психологических особенностей учащихся, но и от накоплен ных ими исторических и литературных фактов, на основе которых мо жет быть построено теоретическое обобщение. Объем знаний школьников по русской классической и советской литературе, представление о ее прогрессивных качествах позволяет уже во введении к курсу литературы восьмого класса употребить тер мин "народность" (не давая еще определения данного понятия). Бось- миклоссники хорошо понимают, что народность - одно из важнейших свойств литературы, неразрывно связанной с жизнью общества, отра жающей интересы народа. Это позволяет им в течение года под руко водством учителя более осознанно ноходить в изучаемых произведени ях все новые признаки народности творчества того или иного писате ля. Теоретическое обобщение понятия "народность литературы" впер- 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=