ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
Н.А.ШАЙДЕНКО ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ НАРОДНОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ "ВОЙНЫ И МИРА" Л.Н.ТОЛСТОГО В ДЕВЯТОМ КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ХХУ съезд КПСС особое внимание уделил задаче формирования ак тивной идейно-нравственной позиции советского человека. Мысль о возрастающей роли воспитания в коммунистическом строительстве была вновь подчеркнуто в докладе Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева "Великий Октябрь и прогресс человечество". "Воспитывать в человеке устремленность к высоким общественным целям, идейную убежденность, подлинно творческое отношение к труду - это одна из самых первостепенных задач ".1 В связи с этим особая ответственность ложится но учителей г у манитарных предметов и, в частности, литературы, которая является, по выражению Н.К.Крупской, "могучим средством воздействия на под растающее поколение. Оно может помочь понять жизнь, людей, то , чем они живут... Литература влияет но мораль, но поведение человека, на его мировоззрение".? Значимость работы по повышению роли литературы в воспитании коммунистической убежденности учащихся, выработка у них классового подхода к явлениям художественной культуры подчеркнуто и в объяс нительной записке к программе восьмилетней и средней школы по лите ратуре, где сказано, что "особое внимание следует уделить раскры тию но конкретном материале ленинских принципов партийности и на родности литературы".^ Овладение понятием народности литературы позволяет учащимся рассматривать явления в их взаимной связи и обусловленности, в по стоянном развитии и изменении, обогащает их представления о клас совом характере общественных явлений, тем самым способствуя стано влению основ их марксистско-ленинского мировоззрения. В ходе раСоты над формированием этого понятия следует учиты вать возрастные возможности учащихся и особенности школьного кур са литературы. Сложность процесса образования понятий требует ус- танбвления связей между новыми знаниями и знаниями, приобретенны ми учащимися на предыдущих уроках, при изучении других тем и смежных дисциплин,-то есть осуществления внутрипредметных и меж предметных связей. Диалектико-материалистической основой установления таких свя- 14?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=