ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
"МЫСЛЬ НА ПОКОЛЕНИЯ" На отчетливо выявленных психологических параллелях: смерть Оарыни - смерть мужика - смерть дерева построено повествование от 3 -г о лица в рассказе "Три смерти", появившемся спустя полгода пос ле выхода в свет повести “Альберт", Религиозно-нравственный акцент рассказа в его пантеистической окрашенности не был неожиданным в сознании Толстого. За два года до этого замысла в дневнике появляется знаменательная запись: “Вче ра разговор о божественном и вере навел меня на великую громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. - Мысль эта - основание новой религии, соответствующей раз витию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинст венности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле. -Привести эту мысль в исполнение, я понимаю, что могут только поколения.., * ( 4 7 - 3 8 ) . Раньше на три го д а , до замысла “Трех смертей", для "Военного листка" Толстым был написан рассказ "Как умирают русские солдаты", в 18Ь6 году переделанный и получивший название "Тревога" (отме тим, что этот рассказ тематически сходен с рассказом Тургенева (1 8 4 8 ) "Смерть"). Нам важно подчеркнуть этим, что тема для Толсто го была давней и он от национально-патриотического решения ее в очерке обратился к социальному и морально-нравственному решению в | рассказе, а также и т о , что "Три смерти" определенным образом свя л зывают ранний период творчества писателя с последующим... Смерть дерева отличается от двух предыдущих смертей тем, что она неожиданна и несправедлива, с точки зрения автора. И хотя он заставляет нас следовать за псалтырем (ср.финал романа “Воскресе ние") , внушая таким образом мысль о "божеской" прерогативе то отнимать, то посылать жизнь, слова об обновлении земли, о смене жизни и смерти в их биолого-материалистическом смысле - действи тельно глубоко философские слова, сами по себе уже составляющие зерно рассказа. Тема смерти впоследствии Судет несколько раз переосмыслена Толстым ("Анна Каренина", "Смерть Ивана Ильича", "Хозяин и работ н и к "), но во всех ее вариантах (по-видимому, из-за своеобразной "надсубъективной" специфики) повествование будет, как в "Грех смертях", предельно "объективно", как и подобает в глубоких фило софских размышлениях. Личность повествователя-рассказчика "так тично" затенена текстом псалтыря: "Сокроешь лицо Твое - смущают с я , возьмешь от них дух - умирают и в прах свой возвращаются. Пошлешь дух твой - созидаются и обновляют лицо земли. Да будет 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=