ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
и д е я человека, во второй С"Альберт") на первый план выдвигался ч е л о в е к , поглощенный идеей искусства. Сопоставимость идейного пафоса "Альберта” с идеями "чистого искусства" естественна. Но следует учитывать и то , что за всю цели ком ограниченность и ложность этих идей повесть Толстого, конечно, "ответственной" быть не может: она лишь каким-то одним моментом ка салась их, а именно - обращением человека искусства к мечте, возвы шающей его над полнотой жизни. П.Б .Анненков, один из членов "б е с ценного триумвирата” (кроме ВЛ.Боткина и А.В.Дружинина), под влия нием идей которого находился в это время Толстой, ознакомившись с первыми вариантами повести "Альберт” , понял сразу, что эта вещь ши ре иорм "чистого искусства” и что предъявлять эти нормы к ней бес смысленно. поэтому Анненков высказывает опасение другого характе ра: как бы Толстой не остановился на внешней фабуле и не оставил повесть без четкой авторской позиции (какой именно - это другое дело, считает Анненков). Эта "повесть о музыканте, - писал Аннен ков, - будет хорошая вещь, если он поймет созерцание свое ( т . е . авторскую позицию. - А .Н .) музыканта, а то выходит, что спать на улице и драться с мальчишками (место из 3-й редакции, которое Тол стой вымарал, 5 -1 5 4 . - А .Н .) есть участь избранных. Старая и лож ная песня! Если он не от мира с е го , то надо, чтоб имел свой полный, разумный мир, отвечающий за самого себя ( т . е . опять же, идею, взгляд , выражающий авторскую точку зрения. - А . Н . ) . . . 9 "Взгляды Толстого в "Альберте" можно охарактеризовать так: действительность отвратительна, поэтому правы художники, проти вопоставляющие миру действительности иир чистой мечты; но этот последний мир не реален, иллюзорен, обманчив, и он не может быть спасением для человека. Расчеты Толстого на исцелительное действие искусства не оправ дались. Тем не менее работа над такими произведениями, как “Люцерн" и "Альберт", углубила его понимание положения человека в капиталистическом обществеi,"*0 ' После "Записок маркёра" и "Люцерна" спор о человеке и суд над несправедливой общественной средой продолжался в "Альберте". М в этом смысле проблема повести в какой-то мере связана не только с проблематикой названных произведений Толстого, но и с программой и "Утра помещика", и "Казаков": принцип "счастье есть доброде тель" руководит и Дмитрием Нехлюдовым ( “Утро помещика"), и Дмит рием Нехлюдовым ( "Люцерн"), и Делесовым ( "Альберт"), и Олениным ( "К а з а к и ")... 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=