ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

ней полноты”.® "Для того, чтобы человеку была доступна святыня ис­ кусства , - пишет Хомяков, - надобно, чтобы он был одушевлен чув- U ством любви верующей и не знающей сомнений". Будучи необыкновенно постоянным в течение всей жизни в своих убеждениях и в сношениях с людьми, Хомяков отразил в своей поэзии противоречия человеческой личности, борьбу человека за цельность и полноту его внутреннего миро. Толстого увлекают те стихи Хомякова, которые "держатся мыслью". В одном из ранних стихотворений "Степи", где Хомяков противопостав­ ляет бессмысленному закону современного цивилизованного общества волю, есть такие строки; Но смертных ждет святая доля Труды, здоровие, покой, Беспечный мир, восторг живой, Степей кочующая воля. Возможно, что эти строки вспомнил Толстой, вкладывая в уста Феди Протасова знаменитую фразу; "Это степь, это десятый век, это не свобода, а воля".-*-0 Есть в сборнике стихотворение "Звезды”, привлекшее внимание Тол­ стого. Стихотворение, навеянное чтением книги швейцарского богосло­ ва Винэ, имеет явную связь с идеями Конта. В 188/ году Л.Н.Толстой впервые познакомился с "Критикой прак­ тического разума" Канта, о чем он упоминает в письме к Бирюкову: "Много испытал радости, прочтя в 1-й раз Канта Критику практическо­ го разума. Какая страшная судьба этого удивительного сочинения. Это венец всей его глубокой разумной деятельности, и это-то никому не известно. Бели вы не прочтете в подлиннике, и я буду жив, переведу или изложу, как умею". / 6 4 , 1 0 ? / . о том же пишет Толстой Н.Я.1'роту, подчеркивая особенную заслу­ г у Конто в том, что он выделил из критики всего остального позна­ ния свободу воли, как единственную постигаемую нами вещь в себе /64 ,1 0 4 -1 0 6 /. Завершается кантовская ''Критика практического разума" знамени­ той фразой: "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более и бо­ лее захватывающим удивлением и благоговением, чем чаще и вниматель­ нее занимается ими размышление: звездное небо надо мною и нравст­ венный закон во мне".1^ Стихотворение Хомякова, созвучное этой мыслиКанта, композици­ онно распадается но две части. В первых 16 строках развернута кар­ тина звездного небо, ночного мироздания, непостижимого в своем ве­ личии. 120

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=