ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

Хомякова. Но воспоминаниям А.А.Толстой, посетившей Ясную Поляну в 1887 году, Толстой "часто чит ал ... любимые его стихи Тютчева и не­ которые Хомякова, которые он ценил особенно"5 . В библиотеке Толстого сохранилась книга стихотворений А.С.Хо­ мякова с пометками Льва Николаевича. Толстого не занимает "поэзия славянофильства", те хомяковские стихотворения, которых главное место отведено элементам славяно­ фильской теории. Звучащая в этих стихах проповедь веры в гибель За ­ пада, уверения в том, что именно русский народ призван указывать всем другим народам путь к идеалу - все это оставляет Толсто­ го равнодушным. Не случайно в воспоминаниях АД.Толстой имя Хомякова предва­ ряется именем Тютчева. Хомяков стол писать по-тютчевски едва ли не ранее самого Тютчева, во всяком случае одновременно с ним и неза­ висимо от него. Нозумеется, Хомяков-поэт ни в коей мере не ровен Тютчеву-лирику, в его стихотворениях почти нельзя отыскать тютчев­ скую свежесть, образность, которую Толстой ток ценил и считал при­ сущей одному Тютчеву. В стихотворениях Хомякова очень чувствуется ум, приученный к достижениям в области логики, они подчеркнуто строги, логичны. Особенность его лирики - логизировонность, обдуманность. Осо­ бенность эту очень хорошо сознает сом Хомяков, когда пишет: "без притворного смирения я зною про себя, что мои стихи, когда хороши, держатся мыслью, т . е . прозатор везде проглядывает и,следовательно, должен, наконец, задушить-стихотворца." Себе Хомяков противопостав­ ляет Тютчева: "Он же насквозь поэт, у него не может иссякнуть ис­ точник поэтический".^ Хранящийся в личной.библиотеке Толстого сборник стихотворений Хомякова издания i88b года открывается стихотворением "Заря” , отме­ ченным Толстым: "Заря, тебе подобны мы - Смешенье пламени и хлада, Смешение небес и ада, 7 Слияние лучей и тьмы". В этом раннем стихотворении Хомякова, композиция которого ти­ пична и для многих последующих, могло привлечь Jiьва Николаевича от­ четливо выраженная поэтом в четырех строках заключения мысль о том, что в природе, кок и в человеке, сочетаются противоположные, даже непримиримые начало; в человеке все противоречиво, все _ соединение крайностей. И оттого ток трудно достижимо внутренняя гармония, о искусство, по мнению Хомякова, требует "внутреннего мира и внутрен-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=