ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

Естественно, что в 50 -е годы, когда Толстой был далек от при­ стального изучения религиозно-философских трудов, роботы Хомякова не вызвали у него живого интереса. Позднее в "Исповеди" Толстой писал, что до конца 7 0 -х годов был атеистом и лишь изредка формально выполнял некоторые церковные обязанности, хотя атеизм его скорее выражал неудовлетворенность ре­ лигией и церковью. Уже в дневниках Толстого 50-х годов, в его первых литературных произведениях намечены тенденции, ведущие к той филосо­ фии, какую он так упорно и страстно пропагандировал, начиная с 70-х годов. Глубокий духовный кризис, возникший в мировоззрении Толстого в 70 -е годы, привел его от вопросов, входящих в область философии, к интересом, относящимся к области религиозных проблем. пытаясь найти ответ на вопрос о смысле жизни, Толстой обраща­ ется к мировым религиям, прежде всего к их этике, перечитав в эти годы огромный круг источников. В романе "Анна Каренина” в связи с кругом чтения Константина Левина в период его нравственного кризиса. Толстой снова вспоминает имя Хомякова: "В последнее время в Москве и в деревне, убедившись, что в материалистах он не нойдет ответа, он перечитал и вновь про­ чел и Платона, и Спинозу, и Канта, и Шеллинга, и Ге геля , и Шопенга­ у э р а ... Ърот Сергей Иванович посоветовал ему прочесть Оогословские со­ чинения Хомякова. Левин прочел второй том сочинений Хомякова и, не­ смотря на оттолкнувший его сначала полемический и элегантный и ост­ роумный тон, был поражен в них учением о церкви. Его поразила сна­ чала мысль о том, что постижение божественных истин не дано челове­ ку, но дано совокупности людей, соединенных любовью, церковью..." /19 ,3 7 0 /. Так же, кок и в молодые годы,при первом знакомстве с трудами Хомякова Толстого отталкивает полемический и элегантный тон, "ум­ ственное кокетство". “Хомяков - софизмами оправдывающий веру” , - пишет Толстой. / 1 7 , 3 6 9 / . Поиски Толстым веры, его обращение к религии, в которой он ищет прежде всего разрешения главного, самого важного вопроса - как ему жить? - слишком серьезны и не могут быть оправданы софизмами. Тогда же в письме к врачу Захарьину Толстой пишет, что “ждал большего" от тома богословских сочинений Хомякова, взятого им у Захарьина. /6 2 ,3 2 1 /. В конце 70 -х годов, когда религиозные искания Толстого особен- 117

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=