ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

тов но запутаннейший сп ор " ...^ Отправной точкой разговора об отношении Л.Н.толстого к А .С . Хомякову служит обычно высказывание Толстого в беседе с Д.й»Церте- левым, приведенное в записках Маковицкого в июне 1908 года: "Он /Хомяков - Л .Д ./ был очень приятный человек. Я очень уважал его деятельность и его славянофильские взгляды и кок поэта"2 . С Хомяковым Толстой, судя по его дневнику и письмам, встречал­ ся мало и тесного личного общения между ними не было. Познакомились они у {{.Аксакова в 1856 году, о чем читаем в записи дневника от ?1 моя: "Обедал у Аксакова. Познакомился с Хомяковым. Остроумный чело­ в е к ". / 4 7 , 7 4 / . Избранный по предложению К.Аксокова в члены Общества любителей российской словесности, Толстой на заседании Общества 4 февраля 1859 годы выступил с краткой речью о задачах литературы. В тот пе­ риод он временно увлекся "чисто художественным" направлением, видел задачу искусства не столько в убеждении, сколько в изображении и показе жизни, и в этом духе, отрицая литературу обличительную.'пост­ роил свою вступительную речь. Хомяков, председательствовавший на заседании, возражал ему в ответной речи, сказав, что "художник не теория, не область мысли и мыслительной деятельности: он человек, всегда человек своего времени... Посвящая себя всегда истинному и прекрасному, он невольно, словом, складом мысли и воображения, отражает современное в его смеси правды, радующей душу чистую, и лжи, возмущающей ее гармони­ ческое спокойствие. . . . Т а к писатель, служитель чистого художества, делается иногда обличителем, даже без сознания, без собственной воли и иногда про­ тив воли ... О Да, - и вы были, и вы будете невольно обличителем... Начало знакомства Толстого с трудами Хомякова относится к 1857 году. Во время своего первого заграничного путешествия Толстой прочел брошюры Хомякова на религиозные темы. Эти брошюры, признан­ ные церковной цензурой вредными и опасными, в России были напечата­ ны через двадцать лет после смерти автора. В ряду богословских сочинений Хомякова наиболее оригинальным признавалось его учение о церкви, впервые сформулированное им в этих брошюрах. Они представляют собой критику западноевропейских исповеданий с точки зрения восточного православия, почитаемого Хо­ мяковым в качестве единственного носителя истины. В дневнике 1867 года Толстой отметил чтение Хомякова отрица­ тельной оценкой: "Читал ловкие и гордые брошюры Хомякова"/ 4 7 ,1 2 5 / . 116

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=