ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

Э.А .АНДРЕЕВА Вопрос оценки Толстым творчество Вогнера сложен и интересен не столько кок самостоятельная проблема, но прежде всего в связи с большой и пока не разработанной, значительной в понимании всего творчества писателя темой "Толстой и музыка". Об отношениях Толстого к Вагнеру говорилось в роботах И.Эйге- с а , КЛомунова, Э.Нуралова и др. исследователей^. Однако в этом вопросе имеется ряд незатронутых проблем, которые необходимо рас­ смотреть не только с точки зрения литературной, но и с музыковедче­ ских позиций в силу исключительной музыкальности Толстого - чело­ века, художника, мыслителя. I Музыкальный путь Толстого труден: полон исканий, трагических разочарований и "кричащих противоречий""5. Толстой-теоретик часто опирается на опыт стихийного слушателя, однако художник и эстетик в нем кажутся подчас противоречащими друг другу в силу различного подхода к оценкам одного и того же явления. И тем не менее "могучий творческий дух, разум художника.. . преодолевали некоторые его оши­ бочные представления..."^. Толстой-мыслитель приходит к выводу, что "умному, грамотному деревенскому рабочему человеку" не нужно музыка Бетховенов, Вагне­ ров, Листов, а нужна то , которая служит "единению и братству" лю­ дей^ и "принадлежит к высшему разряду религиозного искусства". / 3 0 , 1 6 5 / . Эти взгляды Толстого осуждали В.В.Стосов, Н.А.Римский-Корса­ ков, жестко критиковал В.ИЛенин. В сложном единстве с Толстым-мыслителем живет художник, наде­ ляющий своих положительных героев тонкостью музыкального чувство, а отрицательных - лишающий этого прекрасного дара. Противоречивость взглядов Толстого сказывается чаще в оценке музыки классической /Моцарта, Бетховена/. Новая музыка /как и все декадентское искусство/, и которой он причисляет Бетховена послед­ него периода, Листа, Вагнера, всегда отрицается им. Вагнер для Толстого - символ декадентство. Он подвергает кри­ тике не столько вагнеровскую музыку, сколько Вагнера как "руково­ дителя, передового застрельщика во всех искусствах" / 3 0 ,4 0 0 / и вогнеризм как символ "упадка цивилизации", когда у людей нет высо- 106 Р.ВАГНЕР В ОЦЕНКЕ Л.ТОЛСТОГО

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=