ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
мне Вас видеть!" /пРТ ,2 3 6 / . И вновь он выражает надежду, что Тол стой все-таки соберется в Татево, рассказывает о своих школьных де лах и сообщает о том, что он опубликовал в "Руси" педагогические заметки. С "Заметками о сельских школах" Рачинского, опубликованными в 1881 году в газете "Рус ь", Толстой был знаком, многое в них ему не могло не импонировать. Это прежде всего мысль,которую Рачинский не роз высказывал в письмах к Толстому, о "настойчивой, ненасытной жажде учения" у крестьянских детей, об их одаренности и высокой нравственности. Близко Толстому было и убеждение Рачинского, что "учительство в русской сельской школе не есть ремесло, но призва н и е . . . " 1 8 . В своих "Заметках" Рачинский писал, что сельской школе нужны "учителя дельные, непритязательные, прочные,исполняющие свое трудное дело с любовью и терпением". "Их добросовестность и терпе ние, их умение обращаться с детьми и приковывать их внимание, у га дывать, что в данную минуту затрудняет реоенка и как помочь ему, их цельное, духовное отношение к делу - поистине несравненны. С ни ми можно делать дело истинное, а не бумажное, вести школу не на по каз инспекторам училищ, а на умственную и духовную пользу учени ком "± у . Толстой, конечно, обратил внимание на восторженную оценку Ро- чинским его педагогической и литературной деятельности. Слово о том, что "Бойна и мир" принадлежат к числу бессмертных произведе ний и что "во многих своих очерках и мелких рассказах Толстой до ходит до чисто пушкинской трезвости и силы"^9, не могли не быть ему радостны и приятны. Однако пафос "Заметок" -Тичинского Толстому ос тался чужд. Рачинский считал, что сельской школе, отрешенной от церкви, воспитательные, задачи непосильны, поэтому она должна суще ствовать при церкви, как церковно-приходская школа, и ее душой дол жен быть священник, "беззаветно преданный делу народного образова ния, видящий в нем необходимое дополнение своей пастырской деятель ности. Толстому не понравилось "неопределенно-православное нап равление" "Заметок", выраженное в них сочувствие церкви. Для Толс того "православие сознанное, связанное с церковью, с государством" есть ложь и обман / 6 3 , 8 4 / . И хотя из последующих писем видно, что и Толстой, и Рачинский стремятся всячески сгладить возникшие между ними разногласия, идейные расхождения мешали развитию их дружеских отношений В 1895 году Толстой и Рачинский стали родственниками: сын Льва Николаевича Сергей Львович женился на племяннице Рачинского - М.К. Сочинской. йо личное общение приводило к спорам, и они стали избе- 17 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=