ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
а мне много нужно сказать нового и дельного" (4 7 -1 4 2 ). Для нового способа выражения авторского начала нужна "смелость", т . е . писа тельская непримиримость к вопиющей несправедливости в ооществе. Йоэтому "смелость" авторской позиции, которую еще мог дебатировать Толстой в период "Детства1', теперь, с позиции новых требований дня, начисто исключает "грациозность" принятого этикета между ав тором и читателем. Остро полемический рассказ "Люцерн” - первое из ранних произ ведений Толстого, где в полный голос звучат ирония и сарказм как открыто выраженные проявления авторской позиции (.как, впрочем, впервые определяются некоторые признаки то го , что мы называем “тол стовщиной", - вера в "вечный д ух ", в "вечные нравственные начала", что отметил В.И.Ленин^. В "Люцерне" впервые в художественном творчестве Л.Н.Толстого с огромной силой прозвучала речь повествователя -героя, активного участника событий и активного выразителя авторской позиции, проз вучала в эмоционально-экспрессивной тональности, как “отступление" от канвы сюжета, но органически вплетенная в эту канву, потому что мотивировка в данном случае была исключительно убедительной ^ ’объек тивная" характеристика людей, "совершивших" событие, стилистически сливается с взволнованной исповедью повествователя -обличителя. Незадолго перед этим Толстой как-то высказывался о возможнос ти художественного творчества вне журнальной - полемической, поли тической - беллетристики. Но это собственное пожелание шло против воли самого же Толстого: к оратораким, проповедническим страницам "Севастополя в мае" прибавились теперь новые страстные страницы "Люцерна", написанные в соответствии с обновленным эстетическим кредо: "Несчастное, жалкое создание человек . . . " и т .д . (5 -2 4 , 2 5 ,2 6 ) . "Люцерн" - это первый "моралистический" трактат Тол сто го ,’ подготовивший и (все-таки ) разрыв его с журнальной литературой, и увлечение педагогической работой, и переход к новым вещам. Реакция на рассказ поэтому была соответствующей: новая эсте тика была и непривычна применительно к Толстому, и не до конца по нятна. Тургенев писал о "Люцерне" тому же Боткину: " . . . не понра вилась она (вещь. - А.Н.) мне: смешение Руссо, Теккерея и кратко го православного катехизиса"®. Толстой же шел своим путем. И в конце 50 -х - начале 6 0 -х го дов, на дальних и ближних подступах к "Войне и миру", он чаще 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=