ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
ность внешнего мира. Личность у Толстого не утрачивает ощущения всеобщего в себе, не утрачивает и своих индиви дуальных качеств, но не может преодолеть грань индивиду ально-различного в жизни и остается по сути дела оторван ной от окружающего. Опасность разрушения целостности внутреннего мира че ловека в одинаковой мере волнует великих гуманистов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Но если повествование в романе «Бедные люди», где индивидуально-личностное в Девушкине теряет свою устойчивость и распадается, ведется в приглушенно-пессимистической тональности, то в повести «Казаки», автор которой стремится привести Оленина к осо знанию всеобще-индивидуального в жизни, оно в целом оп тимистично. П Р И М Е Ч А Н И Я 1. Достоевский — художник и мыслитель. Сб. статей. М., «Худ. лите ратура», 1972, стр. 522. 2. Ф. М. Д о с т о е в с к) и (й. Собрр соч. в 30-ти томах, т. 1, стр. 76. Далее ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и стра ницы. 3. В. И. Э т о в. Достоевский. Очерк творчества. М., 1968, стр. 58. 4. Цит. по книге В.' Я. Кирпотина «Достоевский — художник». «Сов. писатель», М., 1972, стр. 154, 161, 162. 5. В. Я. К и р п о т ин. Достоевский — художник. «Сов. писатель». М., 1972; стр. 1й7—<158. 6. Л. И. Т о л с т о й . Юб. собр. соч. в 90 томах, т. 6, стр. 8. Далее ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы. 7. Б. Б у р с о в. Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод. ГИХЛ, М., 1960, стр. 388. 8. Е. Н. К у п р е я н о в а . Эстетика Л. Н. Толстого. «Наука», М.—Л., 11966, стр. 93. 9. А. В. Ч и ч е р и н . Идея и стиль. О природе поэтического слова. Изд. 2-е, «Сов. писатель», М., 1968, стр. 296. 10. Это характерно почти для всего творчества Л. И. Толстого. Толь ко в романе «Война и мир», где «кульминационный момент в развитии исторических событий является одновременно и кульминационным мо ментом в развитии духовной жизни» Пьера Безухова, художник «смог связать утверждение своего поэтического идеала» с «великим историче ским м г н о в е н и е м (курсив мой.— Ю. П.) народной войны 1Й12 го да» (В. Е р м и л о в . Толстой-романист. «Худ. литература». М., 1965, стр. 31.1, 323). 11. Эта тенденция Л. Н. Толстого отчетливо просматривается в пе риод после перелома в его мировоззрении. 12. Цитируем по статье Е. Н. Кулреяновой «Что такое романтизм и что такое реализм». «Русская литература», 1974, № 2, стр. Ы9. 13. История русской литературы. АН СССР, «Наука», М., 1964, т. 3, стр. 48. *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=